Originally posted by
al_med at
Вознаграждение за оправданные ожидания
В октябре 2010-го года в журнале nature.com (Nature Neuroscience)
опубликовали результаты интересного исследования о нейрофизиологическом механизме получения удовольствия при прослушивании музыки. Исследование объясняет, почему одна впервые услышанная музыка не побуждает человека ни к каким действиям, а другая заставляет купить запись. Все дело в оправдании ожиданий.
Для начала вот такая деталь. Попробуйте вспомнить, как вы ищете и скачиваете музыку? Чаще всего для выбора достаточно одного единственного прослушивания. Принимаете решение и скачиваете, готовы тратить время, искать специальные программы для скачивания (это русский вариант получения музыки, западный - просто купить запись). Я вот, к примеру, вчера не пожалел времени, чтобы разбираться с программкой "Лови видео" позволяющей
скачать онлайн песни, фильмы с ютуба и еще десятка подобных сервисов. Почему? Я получаю удовольствие от музыки большее, чем от алкоголя, например. Иногда люблю слушать совсем незнакомую музыку. Но не всю подряд, а только тех исполнителей, которые уже радовали меня раньше.
Исследование провели учёные под руководством Валори Салимпур (Valorie Salimpoor) из Института неврологии Монреаля университета Макгилла (Montreal Neurological Institute), из лаборатории доктора Роберта Затторе (Robert Zattore). Как проводилось исследование. Каждому участнику давали послушать 60 ранее не знакомых мелодий. Реакцию оценивали с помощью функциональной МРТ. Если в
прилежащем ядре (nucleus accumbens) возникала высокая активность, то человек отмечал мелодию как понравившуюся и покупал запись.
Прилежащее ядро является одной из структур центра удовольствия. Структура постоянно взаимодействует со слуховой корой, в которой хранится информация о всех ранее услышанных человеком звуках. Каждый из звуков по отдельности не вызовет приятных ощущений, только их сочетание - музыка. Прилежащее ядро участвует в таких физиологических реакциях, как половое возбуждение, возбуждение при алкогольном и наркотическом опьянении. Именно благодаря участию одних и тех же структур мозга в этих реакциях и возможна
сублимация - компенсация сексуальной неудовлетворенности за счет творчества. Все удовольствия человека приносят ему эмоциональную разрядку, если ожидания оправдались. Срабатывает система вознаграждения за ожидания.
Авторы исследования
утверждают, что самая сильная ответная реакция мозга регистрируется во время первого прослушивания музыки, но мне кажется, что исследования можно продолжить и дать послушать испытуемым те же мелодии, которые были им по душе, через длительный промежуток времени. После достаточной паузы музыка снова может приносить яркие эмоции. Именно поэтому человек и покупает записи, чтобы позже прослушать их еще раз.