Dec 19, 2024 02:06
. Из всего огромного количества информации, по большей части совершенно бесполезной, появившейся в СМИ после событий в Сирии, тем не менее, можно сделать определенные выводы. Наступление исламистов вовсе не было неожиданным ни для одной из сторон, вовлеченных в конфликт. Проблемы САА были скорее в сфере финансов, чем собственно военной. Несколько месяцев военнослужащим не платили зарплату. Ну, и главное. Ни Иран, ни Россия не стали спасать Асада. Из этого можно сделать вывод, что Асад не был марионеткой ни Тегерана, ни Москвы, а пытался проводить самостоятельную политику. Оставим в стороне Иран. О его политике, процессах, происходящих в стране, знают только специалисты. Но Россия? Зачем она полезла в Сирию в 2015 году, где уже четыре года шла гражданская война? Тогда это было не очень понятно, сейчас тем более. Можно предположить, что участие России в гражданской войне в Сирии на стороне Асада имело те же причины, что и спецоперация на Украине.
В 1992 году бывший президент США Никсон во время своего визита в Москву поинтересовался у тогдашнего министра иностранных дел Козырева: в чем тот видит национальные интересы России? Тот ответил в том духе, что каких-то особых национальных интересов у России нет. Козырева потом сильно критиковали и за этот ответ, и за готовность следовать в русле американской внешней политики. Но, по сути, он был прав. СССР поддерживал Хафеза Асада и других лидеров развивающихся стран в рамках антиимпериалистической борьбы. Борьба с империализмом, как краеугольный камень внешней политики СССР, не ставилась под сомнение вплоть до перестройки. РФ, разумеется, ни с каким империализмом бороться не собиралась. И ей оказался не нужен ни Асад, ни Сирия, ни союзники в третьем мире в целом.
Вообще, неспособность создавать союзы - органический порок, с которым РФ появилась на свет. Бывшие союзные республики в глазах Кремля - это какие-то странные образования, не достойные того, чтобы увязывать интересы России с их интересами. Лукашенко - да, терпят. И с удовольствием бы поменяли на кого-нибудь более сговорчивого. Только вряд ли найдут. Украина тому пример. Янукович тоже пытался отстаивать национальные интересы, как он их понимал. Поддержки от Кремля не получил. В результате пришлось договариваться сначала с Порошенко, потом с Зеленским.
Бывшие союзники СССР в третьем мире? Сейчас о них вспомнили. Но это лишь карта в игре с Западом. Министр Лавров любит говорить о многополярном мире. Но Россия вовсе не стремится быть одним из полюсов этого мира. Национальный интерес нынешней России - быть привилегированной частью Запада. Т.е. обладать в глазах Запада большими правами, чем бывшие советские республики, Восточная Европа и проч. Этот национальный интерес не смог сформулировать ни министр Козырев, ни кто-либо из его преемников. Но, по сути, это так. Нельзя сказать, что на Западе этого не понимают. Но там не понимают, почему с Россией нужно считаться в большей мере, чем её вес в мире. У России есть ядерное оружие, современные средства его доставки. С этим считаются. А ещё с чем? Больше вроде бы не с чем. Отсюда и внешнеполитические акции Кремля. Целью спецоперации в Сирии было, продемонстрировав, именно продемонстрировав военную мощь, принудить Запад к диалогу, заставить считаться с Россией. Не получилось. Ни Асад, ни Сирия сами по себе не были Кремлю интересны. К 2024 году политическая конъюнктура изменилась. Важнее стали отношения с Турцией. Асада слили, оговорив сохранение военных баз. Долго ли они там пробудут? С Украиной та же самая история. Запад отнюдь не впечатлила военная мощь России. Оказалось, что Украина вполне может воевать, если её снабжать достаточным количеством оружия. Миротворец Трамп всего лишь хочет зафиксировать прибыль, которую получили Штаты от этого конфликта. Его цель - сохранить большую часть Украины по ту сторону нового железного занавеса, отделяющего не столько Россию, сколько Китай от Европы. Получится ли это у него? Вполне возможно. Встретившись с Путиным, дружески похлопав последнего по плечу, поменяв одиозного в глазах Кремля Зеленского на другое лицо, сделав ни к чему не обязывающие обещания, он вполне может добиться желаемого результата. Президент России известен своими неожиданными и даже нетрадиционными политическими решениями. Впрочем, поживем - увидим.