(no subject)

Nov 14, 2024 00:14

Федор Михайлович Достоевский был самым изобретательным из всех великих русских писателей. Его по праву можно назвать первым русским блогером. Ведь "Дневник писателя", который он издавал в 1876-1877 годах и в 1880-1881-х, является ничем иным как блогом, существовавшим задолго до изобретения интернета и появления соцсетей. Содержание "Дневника писателя" - это не статьи, а заметки на злобу дня, написанные разговорным языком и отражающие конспирологически- параноидальное мышление автора. Проявляющееся особенно ярко в вопросах внешней политики. Надо сказать, что данный жанр пользуется популярностью и у современного читателя. Много места уделено в "Дневнике писателя" и криминальной хронике. Громкие уголовные дела того времени неизменно привлекали внимание автора. Что касается политической направленности "Дневника писателя", то Достоевский выступал в роли патриотического блогера, бичуя тогдашних либералов-западников, их антипатриотическую позицию и противопоставляя ей духовно-нравственные ценности простого народа. На фоне войны с Турцией не избегал Достоевский и роли диванного военного эксперта. Удалась Достоевскому и монетизация его блога. Один номер "Дневника писателя" стоил 2 рубля 50 копеек. Издавался тиражом 6000 экземпляров. Для последней четверти XIX века, пожалуй, не так уж и плохо.
Леонардо да Винчи, как известно, сформулировал идею танка, пулемета, вертолета. Правильнее, пожалуй, было бы сказать, что идеи многих вещей зачастую возникают задолго до появления самих вещей. Идеи носятся в воздухе, и кто-то их воплощает на бумаге. А уж когда появляются технические возможности, они становятся частью быта. Достоевский не только создал новый литературный жанр - блог, но и реализовал его в рамках тогдашних возможностей распространения информации. Спустя сто пятьдесят лет этот жанр затмил своей популярностью все остальные жанры. Но чтобы это произошло, понадобилось изобрести интернет.
О творчестве Достоевского написаны тысячи книг. И из его биографий, наверное, можно составить немаленькую библиотеку. Но Достоевский-блогер ещё ждет своего исследователя. Особенность жанра блога такова, что его автор выступает от первого лица. И невольно говорит о себе откровеннее, чем он мог бы это сделать, прикрываясь художественными образами. Поэтому "Дневник писателя" позволяет узнать о Достоевском гораздо больше, чем все его романы. Характерной чертой русской литературы, начиная с Пушкина, является её аристократичность. Речь идёт не о происхождении того или иного писателя, а о неких ценностях, которые даже не декларируются, а просто подразумеваются, как нечто само собой разумеющееся. Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, открытость новым идеям, иным культурам - это первое, что приходит в голову при попытке написать мысленный портрет классической русской литературы. А вот Достоевский - он не такой. По духу он - писатель-буржуа. Но отнюдь не в том смысле, что идеи свободы, равенства, братства, провозглашенные Великой французской революции, обладали для него хоть какой-то ценностью. Достоевский был не реакционером, а буржуа-контрреволюционером, смертельно напуганным революцией 1848 года, Парижской коммуной, распространением социалистических идей. Ленин назвал Толстого зеркалом русской революции. Достоевского можно назвать зеркалом не только русской, но и мировой контрреволюции. Но чтобы в этом зеркале хоть что-то начало отражаться, должна была произойти революция. Что можно противопоставить классовой борьбе и международному братству пролетариев? Только лишь национальное единство. Классовой солидарности, не знающей границ, может противостоять лишь национализм. Горизонтальный социализм по Марксу противоположен вертикальному национал-социализму, при котором русский царь, русский помещик, русский капиталист ближе русскому рабочему, чем его французский или немецкий собрат, только потому, что все они русские. Их всех объединяет православие, особая духовность, которой нет ни в одном другом народе, и общая историческая миссия - объединение славян. Многие строки, написанные Достоевским на эту тему, выглядят так, как будто их писали пятьдесят лет спустя весьма несимпатичные исторические персонажи. Всё-таки хорошо, что идея национальной исключительности нашла свое наиболее полное и ужасное выражение не в России. Пушкин оказался сильнее Гете и Шиллера. Всечеловечность, о которой писал Достоевский, не сочетается с идеей расового или национального превосходства. А вот с идеей интернационала угнетенных сочетается очень хорошо. Вспоминая о Белинском, Достоевский писал, что тот был таким крайним западником, что рано или поздно должен был стать славянофилом, проживи он подольше. Под крайним западничеством Белинского Достоевский понимал интерес критика к социалистическим идеям, отрицавшим буржуазный миропорядок, утверждавшийся в то время в Европе. Достоевский находил взгляды Белинского странными. Но странно ли то, что призрак коммунизма материализовался именно в России? Не были ли взгляды Белинского, Чернышевского, Герцена и так вплоть до Ленина куда как более национальными, чем мировоззрение самого Достоевского? В другом месте Достоевский сетует на то, что либералы навязывают России западные институты. Неужели, - возмущается он, - русский народ не способен выработать свои государственные формы? Советы появились стихийно в ходе революции и были результатом живого творчества масс.
Вообще, рассуждения о национальном духе, национальной идее и тому подобных вещах суть досужие размышления. Они спекулятивны по своей сути. Движения к истине в них нет. Но если в размышлениях Достоевского о России есть хоть какой-то смысл и своя правда, то невольно напрашивается вывод, что национальной идеей России является марксизм-ленинизм, а её исторической миссией - борьба за коммунизм во всем мире. Нынешний же упадок России обусловлен её уклонением от своего исторического пути. Такие мысли возникают по прочтении блога Достоевского.
Previous post Next post
Up