Жан Иньяс Изидор Гранвиль (настоящая фамилия Жерар, фр. Jean Ignace Isidore Gerard, по прозвищу Grandville; 13 сентября 1803, Нанси -17 марта 1847, Ванв, О-де-Сен) - французский рисовальщик-карикатурист.
Из семьи художников и актёров: Гранвиль - сценическое имя его предков. Его отец, художник-миниатюрист, был первым его учителем. Приехав в Париж на 20-м году жизни, без всяких средств, Гранвиль стал работать для сатирических журналов. Прочную известность он приобрел с 1828, когда появились его «Метаморфозы» - типы известных в Париже деятелей, изображенных в виде различных животных; художник сумел благодаря своей тонкой наблюдательности схватить самые странные и поразительные черты сходства между этими деятелями и представителями животного мира. После революции 1830 при сравнительно большой свободе печати Гранвиль почти исключительно посвятил себя политической карикатуре; ежедневно в «Caricature» и в «Charivari» появлялись его остроумные и едкие рисунки, в которых он вышучивал представителей июльской монархии. Лучшие карикатуры этой эпохи - «Mat de cocagne», «Convoi de la liberte» и «Basse-cour».
"Преступление и наказание", 1847
Сентябрьские законы несколько стеснили свободу Гранвиля; тем не менее, он продолжал работать в том же направлении и издал замечательный альбом, в котором шляпы, зонтики и воротники играли, так сказать, первостепенную роль; тот или другой политический деятель узнавал себя в тросточке или в зонтике. К этим легким эскизам необходимо присоединить превосходные рисунки, помещенные в «Magazin pittoresque», в особенности «Физиономия кота» и «Головы людей и животных».
Из серии Иной мир, 1844
После смерти жены и детей Гранвиль лишился рассудка и умер в доме умалишенных.
Творчество
После Гаварни и Домье Гранвиль занимает первое место в истории французской карикатуры; существенным свойством его таланта была блестящая, необыкновенно богатая фантазия, укрепляемая и поддерживаемая тонкою наблюдательностью и едким юмором. Пользуясь этими свойствами своего таланта, Гранвиль в своих рисунках воспроизвёл историю всех смешных сторон и странностей своего времени. Но пристрастие придавать физиономию и пороки человека сначала животным и растениям, а впоследствии и всякого рода неодушевленным предметам под конец жизни Гранвиля сделалось столь велико, что некоторые его рисунки непонятны. Несмотря на то, он - истинный мыслитель, и вовсе не желал смешить, придавая людям облик различных животных, он был уверен, что в первых встречаются те же самые низкие пороки и инстинкты, что и во вторых. Блестящий талант Гранвиля быстро доставил ему славу и популярность, но не богатство.
Гранвиль иллюстрировал большое количество произведений; между ними особенною известностью пользуются «Басни Лафонтена», «Робинзон Крузо», «Лабрюйер», «Дон-Кихот», «Путешествия Гулливера», «Басни Флориана», «Песни Беранже», «Жером Патюро» Луи Ребо, «Одушевлённые цветы» и некоторые другие.
Издания
Le Dimanche d’un bon bourgeois ou Les Tribulations de la petite propriete (1827)
Les Metamorphoses du jour (1829)
Fables de la Fontaine (1838)
Peines de c?ur d'une chatte anglaise et autres scenes de la vie privee et publique des animaux (1842, по Бальзаку)
Petites miseres de la vie humaine (1843)
Autre monde. Transformations, visions, incarnations, ascensions, locomotions, explorations, peregrinations, excursions, stations, cosmogonies, fantasmagories, reveries, folatreries, faceties, lubies, metamorphoses, zoomorphoses, lithomorphoses, metempsycoses, apotheoses et autres choses (1844)
Cent proverbes (1845)
Le Diable a Paris|Le Diable a Paris: Paris et les Parisiens. M?urs et coutumes, caracteres et portraits des habitants de Paris, tableau complet de leur vie privee, publique, politique et artistique… (1845-1846, 2 vol, в соавторстве с Гаварни и др.)
Jerome Paturot a la recherche d’une position sociale (1846)
Les Etoiles. Derniere feerie par J.-J. Grandville (1849)
Catalogue Illustre de la Collection Dessins et Croquis Originaux (1853)
Les Fleurs animees, illustrees par Grandville (1867)
Les Metamorphoses du jour (1869
Aventures de Robinson Crusoe (1870)
Fables de Florian, de Tobie et de Ruth (1870)
Наследие и признание
Гранвиль внес огромный вклад в иконологию фантастики. Его творчество притягивало Бодлера. Благодаря таким гравюрам, как «Преступление и наказание», его считают ближайшим предшественником сюрреализма, недаром его ценил Макс Эрнст. Картины Гранвиля использовала группа Queen.