Любой разговор про патриотизм и поддержку отечественного производителя заканчивается одной из двух реплик:
1) А сам-то ты чо не на автовазе ездишь?
2) Если бы наши делали нормально..., то я бы купил...
Имею что сказать.
Ответ на первый аргумент довольно прост.
Автоваз делает супер-бюджетные автомобили, которые конкурируют с пустыми корейцами и китайцами. Если выбор стоит между китайцем, пустым корейцем и автовазом, то он очевиден.
По-хорошему, Автовазу надо постепенно лезть в более дорогие сегменты, но это тема отдельного разговора.
Ответ на второй аргумент еще проще - "не ври".
Сравнение наше vs западное в 99% случаев начинается и заканчивается на продукции АвтоВАЗа.
Жигули ненадежные, неудобные, небезопасные, уродливый дизайн из 80х...
А что, например, с холодильниками? Отчего мои друзья-однокурсники покупают Либхерры по 45-60 тысяч рублей вместо Атланта (Саратова и пр.) за 10-15?
Что есть проблемы с надежностью? Если такие проблемы и есть, то как раз у иностранцев, не расчитанных на плавающее напряжение в сети и вообще сделанных в режиме тотальной экономии на всём, кроме рекламы.
Дизайн не тот? Что может быть не так в дизайне огромной белой коробки белого или серебристого цвета?
Может шумные? Нет, работают очень тихо.
Или были в 90е, например, такие телефоны "Русь"с АОН - автоматическим определителем номера. Ну хорошо, дизайн был попроще, чем у Панасоников. Но надежность - как у стальной ложки. АОН работал на 5 с плюсом. Определял даже номера из других городов и с таксофонов. В телефонах Русь впервые додумались делать прозрачные клавиши с цифрами на обратной стороне. Цифры с таких клавиш никогда не стирались (в отличие от панасоников).
Была супер полезная функция автодозвона - набрал номер, нажал кнопку и всё: телефон сам звонит, занято - сам сбрасывает и звонит снова.
Может непрерывно звонить хоть сутки. В телефоне распознавалась и "8" для межгорода. Телефон сам ждал длинный гудок после набора "8"ки.
Были "чёрный" и "белый" списки. Эти списки можно было включать по времени (например номера из черного списка не пропускались с 22:00 до 8:00). Даже можно было выбирать, что будет отсылаться звонящему из черного списка - "не берут трубку" или "занято".
Так же можно было игнорить конкретный звонок - выключить звук или отправить сигнал "занято". Можно было даже отсылать длинные гудки и при этом слушать, что говорят в трубку на той стороне. :-)
Был быстрый дозвон, громкая связь, будильник с сотней мелодий от Моцарта до Гимна России.
Было...
Да сраная туча исключительно полезных и удобных функций.
Ни одной из который не было у Панасоника. А цена - в 5 раз меньше, чем у япошки.
Но зайдешь с любое гос. учреждение или частную фирму. На столе стоит что? Правильно. Панасоник.
Зайдёшь в гости - опять Панасоник.
Потому что "круто". Потому что "как у приличных людей".
И чем же можно объяснить такую предвзятость? А ответ прост - засранные мозги. С советских... хотя нет... пожалуй даже с времён после Петра I, у русских сложился комплекс неполноценности, который в сфере политики проявляется как "раз на западе сказали, что надо так, значит надо именно так". А в сфере экономики и торговли проявляется так, как описано выше.
И если комплекс неполноценности в сфере политики сейчас частично вылечился, то в сфере торговли не поменялось ничего.
Для сравнения я приведу примеры из Европы.
Начнем с наболевшего - с автомобилей.
С Германией всё очевидно. Усреднённый россиянини будет от чистого сердца уверять, что немцы выбирают крутые немецкие тачки, потому что они крутые, надежные и круто рулятся.
Опустим их реальную надежность. Опустим и важность управляемости для тех кто 99.9% времени стоит в пробках или тошнит 50 в плотном потоке. Не будем спорить и о дизайне.
В Германии на прокат даются преимущественно немецкие машины, так же есть французы и форды (более дешевые классы).
Тойота - лидер все более менее нормальных рейтингов по надежности - отсутствует. Мазда - отсутствует. Про корейцев немцы вообще только один раз в жизни слышали. Это при том что Хюндай в Германии дает семилетнюю гарантию на авто с полностью бесплатными ТО (масло, фильтры - бесплатно, резина - нет, колодки - не знаю). То есть для фирмы это идеальный автомобиль.
Но вот был я во Франции - так там одни французы? На прокат даются исключительно ситроены, рено и пыжики. Немцы есть только в представительском классе.
А что у нас там с "французами"? Опять скажете "Управляемость, точные настройки подвески, надежность..."? Самим не смешно?
А ещё довелось мне побывать в Италии. Там сплошняком альфы, фиаты и лянчи!
Дада, я уже знаю причину: надежность, управляемость, практичность...
Другой пример. Поддержка отечественного производителя:
Опять же, в Германии с этим полный порядок.
73% Бмв3 и 67% Опелей Корса в Германии зарегистрированы на фирмы. Другие тоже не отстают: по статистике соотношение авто зарегистрированных на фирму и частников в Германии примерно 2 к 1 (67% к 33%).
http://www.zeit.de/mobilitaet/2014-12/zulassung-pkw-deutschland-privat-gewerbe (график: privat - личные авто, gewerblich - принадлежащие фирме).
То есть фирмы поддерживают автопроизводителей, а автопроизводители в свою очередь раздают заказы и подряды этим же фирмам. Собственно, патриотизм в деле. ВТО, свободная торговля - все это немцы вертели на одном мужском органе.
На многих продуктах написано "сделано в германии" или даже более локально "продукт твого региона" (тут имеются ввиду администиативное деление на области/земли в Германии - Бавария, Баден-Вюртемберг, Саксония итд). И многие, особено люди постарше, выискивают на рынке яблочки, клюбнику и спаржу именно из своего региона. А на деле эти продукты позорненького качества - из-за дождливого климата немецкие яблоки, клубника как и многие другие продукты, очень водянистые и абсолютно безвкусные.
Но вернёмся к автомобилям.
В немецких автожурналах япы просто отсутствуют. Например сравниваются универсалы - в списке 4 немца: Mercedes С-Klasse, BMW 3, VW Passat, Audi А4, и... мальчики для бития - Пежо 407 и рено лагуна. Итоговые оценки этого теста думаю очевидны всем.
Если сказать об этом немцу, то прозвучит стандартный ответ: "в автожурналах сравниваются наиболее популярные автомобили".
Но тогда возникает вопрос - а где же Форд Мондео? Это очень популярная машина в Германии.
И мне почему-от кажется, что дело обстоит как раз наоборот - автомобили являются популярными, потому что их раскручивают, их показывают по ТВ, про них говорят на радио. Форд Мондео это скорее исключение.
В журналах и на ТВ Тойота Авенсис, Мазда 6, Хюндай i40, Хонда Аккорд, Киа, Форд Мондео отсутствуют. Будто их и вовсе не существует. Про автообзоры от немецких журнашлюхлистов напишу отдельно.
Другой пример.
Когда я только приехал в Германию (2007) меня поразило, что везде стоит сантехника фирмы Grohe. Я как-то специально не интересовался этим вопросом, но Grohe подписывает свои унитазы и краны, куда ни зайдёшь - везде их фирменная подпись. В 2008м случился кризис и эту фирму купили китайцы. Что сделали немцы? Они поменяли всю сантехнику на другие фирмы (Reisser, Hansa и пр.). Причем сложилось ощущение, что меняли из принципа, а не по необходимости. Т.е. у нас в на работе вся старая сантехника Grohe работала исправно и выглядела отлично. Да и вообще унитазы служат по 30 лет. Тем не менее начали менять. Можно было бы подумать что это просто совпадение, плановая замена. Но почему-то эта плановая замена совпала с ремонтом сортиров и в различных гос. учреждениях. В нашем здании ремонт шел долго, поставили сантехнику разных фирм. Но ни одного крана, раковины, писсуара или унитаза Грохе.
Какой холодильник выбирает немец? - Бош.
Машина - Фольксваген.
Помнится на amazon.de были возмущенные отзывы по поводу одной дрели Бош, которая была "Мейд ин Рашша". Причем по качеству претензий не было. Были претензии именно по поводу "Мейд ин Рашша": "я покупать немецкий качество Бош, а мне подсофыфать унтерменшэн продукт?!"
Но даже с наклейкой "Мейд ин Рашша" немцы будут покупать Бош, а не какой-нибудь "Интерскол".
Будут покупать китайский Грюндик (загнувшаяся немецкая марка, купленная китайцами), вместо любого другого китайского производителя итд.
Потому что на западе была, есть и будет чёткая система приоритетов: своё > частично своё > чужое. И только на экспорт идут сказки про открытые границы, свободную торговлю и прочее.
Разумеется если "своё" - совсем помои, то это покупать никто не будет, но если "своё" - достаточного уровня, чтобы этим можно было пользоваться, то это будут брать. Будут ругаться на недостатки, высокую цену, но будут продолжать брать. Здесь снова приведу пример с амазона. На амазоне покупатели выставляют рейтинг товару и пишут отзывы.
Рейтинг
5 звёзд означает "надо брать",
4.5 звезды - "можно спокойно брать",
4 звезды "качество так себе, но жить можно"
3 звезды - "брать только если очень надо и нет альтернатив"
менее 3 звезд - мусор.
Популярность товара можно оценить про количеству отзывов.
Статистически оченка достаточно верна если имеется 10 и более отзывов. На популярные же модели бывает по несколько сотен и даже тысяч рецензий.
Так вот, очень часто бывают ситуации, когда товар немецкого производителя имеет рейтинг 4 звезды и несколько сотен или даже тысяч 1500 отзывов. А аналогичный товар не немецкого производителя за такую же или меньшую цену и 5 полных звездах имеет всего несколько десятков отзывов. То есть даже при достоверном рейтинге и хорошей цене на ненемецкий товар, немцы берут плохенькое, но "своё".
Здесь сделаю небольшое отступление.
Описанные стереотипы поведения являются ярким примером двух моделей мышления - коллективного и атомизированного.
В России часто можно услышать заявления в стиле "#Ачоя? Я хочу крутой телефон и покупаю то что круче. #Яничоникамунедолжен." Или даже смехотворное цитирование американских фильмов "#яплачуналоги, на этом мой долг обществу/стране исчерпан".
А в Германии бюргер, сотрудник компании Бош сегодня покупает безвкусные яблоки и клубнику на местном рынке у местного фермера. А завтра местный фермер купит какую-нибудь технику именно марки Бош.
Сегодня фирма А закупила автомобили VW, а завтра фирма VW закажет у этой же фирмы расчёт охлаждения подкапотного пространства.
Что делать нам?
Предлагаю последовать советам наших либералов и правозащитников - начать "выдавливать из себя раба по капле" и повторять за немцами.
Если "свое" - достаточного уровня, то можно и нужно брать.
Что там у нас с Йотафоном? Неужели настолько хуже Самсунга или Айфона? А смартфоны Хайскрин?
Холодильники и стиралки, чайники, другая бытовая техника?
Многие иностранные производители перенесли производство в Россию (например Самсунг делает стиральные машины и микроволновки в России). Конечно в этом случае немаленькая часть прибыли идёт за границу, но это всё же лучше, чем тупая продажа импорта.
В России сейчас производится много чего. Подробные списки производств ищине на руксперте и сделаноунас.
Как-то так.