Про производителей

Oct 27, 2014 10:33


Как известно, экономика и разумеется рынок должны расти. Это основной закон нынешней экономической системы.
Это значит, что производители должны продавать всё больше и больше Их прибыли должнытолько увеличиваться. иначе паника на бирже и крах всей системы. Но как увеличить продажи, если людям уже просто не нужно больше?

Ведь больше двух телефонов человеку просто не нужно. Или куда девать дома 10 сковородок?
Ответ был найден производителями - сделать так, чтобы вещи служили лишь определенный срок, ровно столько, сколько запланировал производитель. По-научному это называется "планируемое устаревание" (Planned obsolescence or built-in obsolescence).
Сама по себе идея не нова. Но раньше, во времена технического прогресса, вещь устаревала за счет выхода действительно лучшей новой вещи. И потребители действительно понимали выгоду от замены старого на новое. Теперь, когда технический прогресс виден только в некоторых единичных областях техники, проблема замены старого на новое встала для огромного числа производителей.
Некоторое время можно было продержаться за счет рекламы и пропаганды (кстати, они никуда не делись и сейчас), но что дальше?

А дальше - подсовывание откровенного говна.
  • Телефоны и операционные системы, накапливающие баги и ломающиеся через определенное время.
  • Машины с турбированными моторами, суперсложными коробками и электронными системами, которые не подлежат ремонту и меняются "в сборе" (за цену новой машины). Всё это делается ради мизерной экономии бензина, при многократном усложнении и удорожании системы.
  • Программы, которые не обновляются (например программа для обработки "сырого формата" фотографий Lightroom не добавляет новые фотоаппараты в старые версии. Купил новый фотоаппарат - покупай новый Lightroom. Даже если эти форматы отличаются только названием камеры. Есть специальные программки, которые подменяют только имя камеры в этом файле, их можно без проблем открыть и обработать в Lightroom, но это не очень удобный метод для частого использования.)
  • Разумеется, самый классический пример с картриджами для принтеров, которые становятся "пустыми" после определенного количества страниц. Меняются толко все цвета в сборе и стоят, как новый принтер.

Причем специально делается так, что при поломке в общем-то неважной и копеечной детали, не работает весь продукт полностью. Например в айфонах, некоторых планшетах и плеерах невозможно поменять аккумулятор.
Часто, продукт делают вообще неразборным. Т.е. разобрать можно, яро орудуя стамеской и молотком, но останутся явные следы.
В стиральных машинах сложно поменять подшипник, потому что для этого надо разобрать бак, а его делают неразборным со специальными клипсами, которые после первоначального защёлкивания можно только отломать или отпилить.

В этой же плоскости лежит подмена и отмена гарантии. В русском языке существует только одно слово - гарантия. А вот на западе есть два слова Guarantee и Warranty (англ.) или Garantie и Gewährleistung (нем.). Первое означает, что производитель гарантирует, что продукт проработает некоторое количество времени (при правильном использовании, разумеется). Второе - что производитель гарантирует, что слепой на один глаз дедушка Ляо не перепутал два проводка или две трубки, из-за чего аппарат не работает. То есть если у вас warranty и ваш холодильних сломался, то 1) вы за свои деньги доставляете холодильник в магазин и 2) если в сервис-центре не обнаружился явный косяк производителя, то вы отправляетесь со своим холодильником на все четыре стороны.
В немецком магазине Mediamarkt гарантии на холодильники нет, а Gewährleistung - полгода.

Каждый специалист-ремонтник сможет привести еще десяток подобных ухищрений из своей области. Но сейчас речь не об этом.
В сложившейся ситуации человечество бездумно переводит и без того истощающиеся ресурсы на увеличение и без того гигантских помоек.

Считаю, что абстракный  "среднестатистический пользователь" достаточно глуп, чтобы "голосовать рублём". Во-вторых один человек просто физически не может собирать статистику и заниматься подобными пролемами. И в третьих один человек или даже инициативная группа безсильна против сговора корпораций и/или торговых сетей.
Поэтому бороться с проблемой надо на законодательном уровне.
Товарищ ФритцМорген упомянул французов принявших закон о минимальном сроке гарантии на электронные приборы.
У меня тоже имеется несколько рац. предложений:

1) Введение законодательно установленных гарантий (не warranty, а именно garantee), стиральные машины 5-7 лет, холодильники от 10 лет, электроника от 5 лет итд.

2) Обязать производителя поставлять зап. части не менее 10 лет, стоимость зап. частей при покупке частным лицом должна быть такой, чтобы полностью собранный из запчастей продукт был не более чем в 2-3 раза дороже, чем купленный (в том числе и дл я автомобилей).

3.1) Законодательная гарантия на авто от 5 лет и с пробегом до 150-200 тысяч км с ограничением стоимости тех. обслуживания как % от цены авто. Любая немецко-японская иномарка 90х начала 2000х спокойно пройдёт этот барьер, а вот новые машины - очень сомнительно.
3.2) Заставить сервисные центры вносить все поломки и цену ремонта в государственную базу данных. То есть чтобы владалец авто дома или в СЦ изначально регистрировал проблемы на гос. сайте, а потом они уже передавались производителю для работы. Через эту же систему можно сделать отслеживать текущее состояние ремонта. Оплата через эту же гос. систему.
Итоговые данные о количестве поломок разных моделей и марок а так же цене ремонта сделать общественно доступными.

4) По аналогии с французами - запрет на установку "счетчиков", отключающих деталь по истечению некоторого количества времени или "разов" использования. Найти и доказать это сложно, поэтому карать надо страшными штрафами, вплоть до ухода с рынка.

Критика.
Сразу могу предсказать критику. Мол, цена на товары с доступными запчастями, будет гигантской.
Не будет. Цена на товар в магазине уже давно и сильно оторвана от реальной стоимости производства. Вонь в СМИ будет, конечно страшная, но даже это можно пережить ради качественных товаров. Не так ли?

общество потребления

Previous post Next post
Up