Как всегда между профессорами согласия не наблюдается, но многие относят эмоции к так называемому феноменальному сознанию. Например рассмотрим человека, который сидит на берегу озера и наслаждается закатом. Наслаждение закатом - это типичный пример феноменального сознания.
Непонятный вопрос - как возникает феномен наслаждение закатом. Обычное объяснение нейрофизиологов начинается реакцией органов чувств на внешние сигналы и заканчивается бурной информационной деятельностью естественных нейронных сетей. Переход от последнего к собственно наслаждению закатом по-прежнему остается неподдающейся проблемой. Нейронный корреляты сознания - это типичная мантра, которую издают нейрофизиологи в качестве объяснения происходящего.
Пример с закатом хорош. Нейрофизиологи должны стоить примерно такую модель - "совпадение паттерна заката с уже известным паттерном вызывает выделение нейромедиаторов, и возникает объективное чувство удовольствия". Точно так же я обычно радуюсь, обнаружив в текстовых рассуждениях что-то похожее на то, что я читал раньше по другому поводу.
Но к философскому сознанию это все, конечно, не относится. Там другая модель, связанная с приматом субъективности (феномены, интроспекция, вот это все). И что мне не нравится в моих отношениях с философией - не помню ни одного прорыва в этой области в последние сто лет (после Хайдеггера).
Субъективность появляется далее при переходе к самознанию. Вначале однако нам надо сказать, каким образом получается наблюдаемый вокруг нас трехмерный мир. Обратите внимание, что речь не идет про разпознавание паттерна. Речь идет о том, что происходит после того. Предположим, что естественные нейронные сети распознали паттерн. Что дальше? Как из этого происходит наслаждение закатом
( ... )
Я читал книгу Метцингера Being No One, но в ней вопрос нахождения восприятий не рассматривается. Метцингер нудно доказывает, что нет "Я", что нет личности, что сознание это иллюзия и т.д. Например характерная цитата по ссылке
«В этой книге я попробую убедить вас в том, что нет такой вещи, как собственная личность. Вопреки тому, во что верит большинство людей, никто никогда не был самим собой и не имел собственной личности.»
Если мы скажем, что сознание это иллюзия, то вопрос о нахождении восприятий отпадает сам по себе. По поводу отрицания сознания вы можете также послушать Деннета, например у него есть рассуждения на тему, что мозг нас обманывает. Только остается непонятно, кто в этом случае мы, поскольку мы же всего иллюзия. Получается, что мозг вначале создает иллюзию, а потом ее обманывает.
Путь с доказательством несуществования "я" - слишком легкий для настоящего инженера. "Я" нужно изготовлять, а не отбрасывать. Тем более, что на мой взгляд, технически это достаточно просто.
Где находится субъективное яблоко, мне как программисту вообще не вопрос - конечно же, в постоянной и оперативной памяти. Как я уже писал, субъективное яблоко - это эмоция, возникающая при соответствии видимого и сохраненного ранее образов. Если эмоцию вызвать искусственно, например ЛСД, то яблоком станет и кошка.
Я лично говорю про нейрофизиологию. Приведу вам цитату из книги Криса Фрита «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир». Глава Наше восприятие мира - это фантазия, совпадающая с реальностью
( ... )
Reply
А кстати, с философской точки зрения эмоции считаются сознанием или нет?
Reply
Непонятный вопрос - как возникает феномен наслаждение закатом. Обычное объяснение нейрофизиологов начинается реакцией органов чувств на внешние сигналы и заканчивается бурной информационной деятельностью естественных нейронных сетей. Переход от последнего к собственно наслаждению закатом по-прежнему остается неподдающейся проблемой. Нейронный корреляты сознания - это типичная мантра, которую издают нейрофизиологи в качестве объяснения происходящего.
Reply
Но к философскому сознанию это все, конечно, не относится. Там другая модель, связанная с приматом субъективности (феномены, интроспекция, вот это все). И что мне не нравится в моих отношениях с философией - не помню ни одного прорыва в этой области в последние сто лет (после Хайдеггера).
Reply
Reply
http://alexandreev.livejournal.com/149570.html
Reply
«В этой книге я попробую убедить вас в том, что нет такой вещи, как собственная личность. Вопреки тому, во что верит большинство людей, никто никогда не был самим собой и не имел собственной личности.»
Если мы скажем, что сознание это иллюзия, то вопрос о нахождении восприятий отпадает сам по себе. По поводу отрицания сознания вы можете также послушать Деннета, например у него есть рассуждения на тему, что мозг нас обманывает. Только остается непонятно, кто в этом случае мы, поскольку мы же всего иллюзия. Получается, что мозг вначале создает иллюзию, а потом ее обманывает.
Reply
Reply
Где находится субъективное яблоко, мне как программисту вообще не вопрос - конечно же, в постоянной и оперативной памяти. Как я уже писал, субъективное яблоко - это эмоция, возникающая при соответствии видимого и сохраненного ранее образов. Если эмоцию вызвать искусственно, например ЛСД, то яблоком станет и кошка.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment