Все что есть у нас - это радость и страх (с), или Система команд души человеческой (2)

Feb 17, 2008 14:10

Перед тем как продолжить, я хочу отдельной строкой поблагодарить dick_justice, поделившегося с нами роскошной ссылкой. Всем сюда: Нейрохимия основных наркотиков в картинках. Очень упрощенно, но зато доходчиво; настоятельно рекомендую! Посмотрите, а затем продолжим.

2. Возвращаемые значения функции "душа" - то есть человеческие эмоции.

Для любого, кто хоть раз в жизни испытывал настоящее похмелье, совершенно очевидно, что даже самое маленькое действие требует неких "душевных сил" - и что бывают моменты, когда этих сил не остается совершенно. Невозможно даже глаза открыть, не то что рукой пошевелить. А почему, собственно? А потому, что человек все-таки млекопитающее, а не сферический Абсолютный Дух в платоновском вакууме, и для отдачи рукам-ногам каких-либо команд требуется реальная энергия. Берется она, разумеется, не из Астрала, а из самых обыкновенных органических соединений, которых в организме иногда может и не быть. Нет определенных молекул - нет возможности отдать соответствующие команды - нет и реакции организма. Остается только ждать, когда же "придет настроение", когда восстановится нужная энергия. Или же прибегать к иным способам:

Однажды сделал перерыв на 4 дня. Я начал так сходить с ума, всех воспринимал негативно, появляется боязнь людей, мания преследования, мания величия, нестандартное поведение. Меня уже уволили с работы. В таком состоянии даже не возникает мысли о том, что нужно терпеть дальше и это пройдет - мозг отключает разумную часть. (выделение мое - С.Щ.).

В случаях, когда человек может рукой или ногой пошевелить, связь между эмоциональным состоянием и действиями не столь заметна; но и здесь разницу между состояниями "все из рук валится" и "дело спорится" каждый испытывал на собственном опыте. Поэтому закончу на этом уговоры и просто сформулирую основную посылку своей модели. Подавляющее большинство своих действий мы совершаем под влиянием тех или иных "душевных состояний", т.е. эмоций. Состояния эти могут длиться разное время - от долей секунды (шок) до месяцев (хорошая, основательная депрессия, в которой человек попросту ничего не может делать) - но в любом случае я буду называть их "эмоциями". Уже на этом этапе можно догадаться, зачем я затеял все это исследование: пытаться заставить себя что-нибудь сделать одними словами, без "подкручивания" соответствующих эмоций, - обычно пустая трата времени. Владеть собой значит в первую очередь дружить со своими эмоциями, а не наступать на них раз за разом словно на грабли.

Итак, какие мы знаем эмоции? Воспользуемся найденным в Сети перечнем классификаций эмоций и рассортируем упомянутые в нем термины по неким логическим группам (в скобках - число упоминаний "эмоции" в классификациях разных авторов):

гнев (8)
ярость (4)
ненависть
отвращение (8)
презрение (3)любовь (3)
желание (2)
эмоция нежности
одобрениестрах (ужас, паника) (13)
беспокойствоинтерес (изумление, удивление) (8)
ожидание (предвкушение) (2)боль, страдание (3)удовольствиегоре (отчаяние, удрученность) (3)
подавленность
печаль (5)
стыд (вина) (4)радость (7)
счастье (2)
гордость
мужество

Как видите, наша жизнь состоит главным образом из страха, гнева и отвращения, иногда сменяющихся интересом и радостью. Все термины в таблице известны уже не одну сотню лет, так что можно считать список достаточно исчерпывающим. Человеческая "душа" выдает на выходе эти и только эти эмоции - и под их воздействием мы совершаем все многообразие своих поступков. Кому-то для начала работы нужно как следует разозлиться, кому-то - испугаться, кому-то - заинтересоваться. Но так или иначе, все равно приходится обращаться к таблице из восьми клеточек. Возникает следующий вопрос: а что происходит "внутри" нашего черного ящика? Как мозг "узнает", какую ему изображать эмоцию?

3. Нейромедиаторы - программный интерфейс нервной системы.

В компьютерах, к которым мы, в отличие от собственного мозга, давно привыкли, все просто. И схема на процессоре разведена раз и навсегда, и электроны по ней бегают одни и те же. А вот у человеческого биокомпьютера все куда сложнее: и нейроны вовсю проращивают новые дендриты, и вместо электронов ионы, и пропускать их через очередной нейрон или нет, решают специальные молекулы - нейромедиаторы. В пентиумах роль этих молекул выполняют процессорные команды - "загрузить команду А и делать как она скажет", "загрузить команду Б и делать как она скажет"; в мозгу же эти команды - последовательности атомов, а не байтов. В первой части вы видели схемы молекул морфина и налоксона - первый командует "отключить боль", второй - "отключить отключение боли". Вот примерно на таком API и работает человеческий биокомпьютер.

Те из вас, кто (в отличие от меня) давно интересуется обсуждаемой темой, наверняка читали прошлогодние статьи stkorn - Химия эмоций 1 и Химия эмоций 2 - ну а кто не читал, самое время ознакомиться. Поскольку нейрохимия - довольно молодая пока наука (а последний из доступных в Сети учебник датирован 1996 годом, то есть основательно устарел), я бы не рекомендовал относиться к любым данным о тех или иных нейромедиаторах как к абсолютной истине. Мозг - это вам не Пентиум, тут все может оказаться значительно сложнее. Но в рамках построения упрощенной модели будем считать, что нейромедиаторы и в самом деле работают так, как рассказывают нам статьи в Интернете. Не успел я написать эти строки, как френд-лента принесла замечательный пример бытового употребления типичного нейромедиатора:

Насчет глутамата - как-то в командировке заваривал я в номере гостиницы быстрорастворимую лапшу, точнее насыпал в нее из пакетика химикалии, и вдруг потянуло меня чихнуть. А перед тем как чихать - что надо сделать? Правильно, глубоко вдохнуть. Ну я и вдохнул полный нос этого самого глутамата, причем, что характерно, без перца (перец был в другом пакетике). Ощущения надо признать, незабываемые. Я бы даже сказал - вштырило не по децки.

Еще бы не вштырило - глутамат является основным возбуждающим нейромедиатором, в больших дозах вызывающим эпилептические припадки. Ну а в малых дозах (если не нюхать) он просто возбуждает вкусовые рецепторы, делая съедобной даже китайскую лапшу. Но не буду больше забегать вперед, приступим к систематическому обзору заинтересовавших меня нейромедиаторов (не всех, конечно, тут вам не энциклопедия).

3.1. 1-я группа нейромедиаторов: Холинэргетики.


Ацетилхолин.
Первый из открытых человечеством нейромедиаторов, за что О.Леви и Г.Дейлу и была присуждена Нобелевская премия 1936 года. Работает как универсальный передатчик возбуждения, главным образом для сокращения мышц. Знаменитый яд кураре блокирует действие ацетилхолина (мы уже сталкивались с этим механизмом на примере морфия и налоксона), что приводит к полному расслаблению мускулатуры и остановке дыхания. Другой блокатор ацетилхолина, атропин, используется как противосудорожный препарат.


Никотин.
С точки зрения эмоций, ацетилхолин является основой для положительных эмоций, испытываемых при курении. Никотин, молекула которого содержит похожий участок N-CH3, замещает ацетилхолин в рецепторах, создает искусственное возбуждение и вызывает (подобно другой простой молекуле, алкоголю) масштабные ответные действия нервной системы.

3.2. 2-я группа нейромедиаторов: Аминокислоты


Гамма-аминомаслянная кислота, ГАМК, GABA
Следующий за ацетилхолином по распространенности нейромедиатор, основной передатчик тормозящих сигналов. Ее дефицит (например, в результате долговременного злоупотребления ГАМК-стимулятором, алкоголем) повышает вероятность судорог и вызывает тревожность (не знаю как кто, а я с похмелья собственной тени побаиваюсь). Повышение активности ГАМК, например, с помощью популярного одно время феназепама, снимает эти неприятные последствия (по каковой причине феназепам и пользовался популярностью, пока не запретили). Другие препараты, повышающие активность ГАМК, барбитураты (валиум), долгое время были популярны в качестве снотворных (пока не выяснилось, что привыкание к ним еще хуже героинового). В случае полного блокирования действия ГАМК, например токсином столбняка, можно запросто помереть от судорог.



Глутаминовая кислота, глутамат
Как я уже писал выше, это возбуждающий нейромедиатор. В нервной системе он отвечает за механизмы молекулярной (а значит, и "мышечной", и обычной) памяти. Долговременная повышенная выработка глутамата может вызвать болезнь Альцгеймера. Злоупотребление глутаматом как усилителем вкуса ведет к так называемому синдрому китайского ресторана. Блокирование активности глутамата (например, кетамином) дает наркотический эффект (обезбаливание и деперсонализацию). Значительное повышение концентрации ведет к эпилептической "ауре" (короткому приступу эйфории) и судорожному припадку.



Алкоголь
Внешнее регулирование эмоций с использованием аминокислотных нейромедиаторов отлично осуществляет алкоголь. Подобно барбитуратам, он повышает активность ГАМК (как именно, до сих пор точно не установлено, врать не буду; но мешать алкоголь со снотворным категорически не рекомендую, от этого еще Элвис Пресли умер). Вдобавок, алкоголь еще и понижает активность глутамата (чем меньше молекула - тем больше возможностей). В результате получается сложный и поначалу весьма приятный эффект - уходит тревога, исчезают боль и усталость, возникает легкая диссоциация с реальностью. По мере увеличения дозы активность ГАМК повышается уже до снотворного уровня, а активность глутамата падает до полной потери памяти и неспособности отличить реальность от фантазий. На следующий день начинается обратный процесс - активность ГАМК ниже плинтуса, в результате чего места себе не находишь, хочешь спать и не можешь, а глутамат, наоборот, работает на полную катушку, вызывая характерные головные боли. Разумеется, стоит опохмелиться, и нервная система приходит в норму - но это уже алкоголизм, не правда ли?

Подбирая материалы к публикации, я наткнулся на любопытную заметку о "лечении" алкоголизма, которая как нельзя лучше иллюстрирует работу аминокислотных нейромедиаторов. Герой статьи сообразил, что на стадии развитого алкоголизма единственный способ запустить изношенную тормозную (ГАМК) систему - это внешнее медикаментозное воздействие, и подобрал себе подходящий препарат - ГАМК-стимулятор Баклофен. Разумеется, более сильный ГАМК-стимулятор не оставил менее сильному (алкоголю) никаких шансов, алкоголик мгновенно пересел на "колеса". "Лечения" здесь, конечно же, никакого нет, просто пересадка на более сильный препарат, но какая иллюстрация мощи аминокислотных препаратов!

Ну вот, со страхом (дефицитом ГАМК) мы уже почти разобрались. Осталось разобраться с радостью. Перечисленные выше возбуждающие нейромедитары умеют вызывать столбняк и судорожные припадки - но радости от этого, вообще говоря, мало. Как же кодируется в человеческом биокомпьютере эмоции удовольствия, радости, счастья?

Об этом - в следующей серии. Напоминаю, что из-за банды Хэлла журнал ведется в режиме "комментарии только от френдов", поэтому если Вы захотите высказаться по поводу здешних материалов, а во френдах Вас еще нет, - просто напишите все в своем журнале, указав кодовое слово schegloff. Разыщу по Яндексу, прочитаю, глядишь и пообщаемся.

P.S. Поправка к предыдущей части. Вовсе даже не пресловутый прозак выписывали добрые доктора моей супруге, а феварин. На мой взгляд, невелика разница, но клеветником уже обозван. Так что поправляюсь!

ТССУ

Up