Насколько сильно мышление человека зависит от его "субстрата", было открыто еще Уолтером Онгом, разделившим
устную и письменную культуру. Возможность записывать отдельные фразы на листе бумаги расширяет "оперативную память" человека настолько, что порождает совершенно другую культуру и способы мышления. В ходе "революции Гуттенберга" письменная культура взяла верх над устной - за счет того, что с помощью текстов ее носители могли одновременно взаимодействовать с тысячами, а то и миллионами людей во всех концах света, а устная речь по-прежнему звучала лишь для собравшихся на площади слушателей.
А потом пришел Интернет.
...приходят люди Ютуба. Люди, которым сложно читать статью в википедии, потому что там слишком много букв, зато не в лом посмотреть пятиминутный ролик на ту же тему...
То, что текстовый канал передачи информации, в отличие от аудио-визуального, позволяет воспринимать информацию так, как тебе удобно, в твоем темпе (почему, собственно, мы, книжные, так бесимся, когда нам вместо инструкции предлагают ролик), для них, видимо, второстепенно и не столь важно... Устную речь (которая за счет личной харизмы всегда на порядок убедительнее текста) теперь можно доносить до любого числа людей (миллиард просмотров? да запросто). Основное преимущество письменной культуры (заключавшееся вовсе не в том, что с помощью текста можно мыслить более сложные вещи, а в том, что у текста больше аудитория) сходит на нет - и устная культура возвращается. Телепроповедники и раньше собирали неплохие аудитории, а теперь устные лекции с картинками легко перекрывают тиражи бестселлеров. Записать ролик со ста тысячами просмотров может любой тиктокер; а чтобы издать книгу такого же тиража, нужно быть мега-раскрученным автором.
В связи с этим наибольший интерес представляет вопрос:
Что делать с образованным человеком, который при этом мыслит не текстами, а картинками и голосовыми сообщениями? Как он вообще мыслит? Как с ним взаимодействовать? Будь я профессором психологии, уже планировал бы эксперименты вроде
задачи о свече на разных когортах - неграмотных крестьянах (если таких удастся найти), образованных людей старшего возраста (выросших до интернета) и "людях ютуба". Неплохо было бы заранее знать, насколько быстро мы движемся в сторону идиократии.
P.S. Утром в газете, вечером в куплете:
Dr. Twenge's just-released book, "iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy - and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us"