А в диких криках озлобленья!

Mar 19, 2016 12:30

Читаю Кламера вроде бы про экономическую науку, а на самом деле - все про ту же Власть, в ее университетско-экономическом обличье, и потихоньку переформатирую свое представление о человечестве. Долгое время мне казалось, что обсуждения в ЖЖ и разговоры в обычной жизни ведутся с целью узнать что-то новенькое и улучшить собственные когнитивные модели (представления) о каких-то предметах. Такой же представлялась мне и цель Науки - улучшение нашего знания окружающего мира.

На деле оказалось, что целью любого разговора (Кламер пишет, что экономика - это прежде всего разговор) является изменение позиции разговаривающего в некоем сообществе (кому-то для этого нужно привлечь к себе внимание, кому-то - отвлечь внимание от потенциального конкурента). Истина, красота и прочие ништяки возникают в этом процессе с той же вероятностью, как и ложь, уродство и всяческие подлости.

Теперь мне стала понятна та реакция, которую у некоторых читателей моего блога вызывала моя совместная работа с Михаилом Хазиным. Хазин, в отличие от меня, давно вписан в систему "разговоров", ведущихся в России вокруг экономической политики, и является игроком на соответствующей площадке. Реакция на него у других игроков может быть только политической *), Хазин должен быть немедленно обозван шарлатаном, вечным неудачником в прогнозах (хотя и предсказал кризис 2008 года еще в 20 веке, когда многие его и на горизонте-то не видели), да и просто не экономистом **).

С момента анонсирования нашей совместной книги выяснилось, что я теперь - тоже игрок (хотя еще и непонятно, какого уровня, книгу еще никто из политических противников Хазина не читал), и реакция многих моих читателей на мои записки мгновенно изменилась. "Он не знает, кто такой Бланшар!", "такой умный человек, а несет такой бред", "он литературный негр Хазина" - не правда ли, совершенно политические, а не содержательные высказывания?

Если бы не книжка Кламера (да и наша с Хазиным), я бы наверное растерялся. А так - ну что, сам хотел на арену со львами. Скорее всего сожрут, но если успею научиться огрызаться - повеселимся.

UPD. Солоу вместе с Кламером учат, что лучший разговор с научными противниками - отсутствие разговора. То есть молчаливый и незаметный бан.

------------------
*) Сравните с эпизодом из истории американской экономики, рассказанным Кламером:

"Предположим, что кто-то сейчас сидит на вашем месте и заявляет мне, что он Наполеон Бонапарт. Последнее, что я хотел бы сделать в этой ситуации - это принять участие в технической дискуссии о тактике кавалерийского боя... А Боб Лукас и Том Сарджент только и мечтают развязать техническую дискуссию" - Роберт Солоу, цитата с стр. 33 "Странной науки экономики".

**) Экономисты - это люди, которых экономисты называют экономистами.
Up