Nov 09, 2024 21:29
Сталинская модернизация почти не затронула общества Средней Азии
Более того - за фасадом внешней советизации происходил новый виток исламизации (!).
Об этом свидетельствуют документы высокопоставленных лиц советского государства.
Вот, например, какая была ситуация в Таджикистане в 1947 г.
«В результате ослабления политической и научно-просветительной работы в республике оживилась деятельность мусульманского духовенства. Под его влиянием без разрешения органов советского государства, по неполным данным, открыто 63 мечети. В колхозе им. Амиршаева Кулябского района мулла Сайд, присутствуя на лекции, делал записи и после того, как лектор выбыл из колхоза, провел с колхозниками «беседу», опровергающую положения лектора. Под влиянием муллы бригадир колхоза им. Горького Регарского района Хайдабердыев совершил религиозный обряд «против ненастной погоды» и устроил мулле угощение за колхозный счет». (Докладная записка заведующего сектором Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) С. Н. Новикова секретарю ЦК ВКП(б) М. А. Суслову «О состоянии пропагандистской, агитационной и идеологической работы в Таджикской парторганизации». 14 октября 1947 г.)
А еще граждане советского Таджикистана носили паранджу.
«В Ленинабадской и в отдельных районах других областей большинство женщин ходит под паранджой. Даже в крупном промышленном центре Ленинабаде очень редко можно видеть женщин без паранджи».
Не лучше обстояли дела в Узбекистане.
«По данным уполномоченного по делам религиозных культов при Совете министров Узбекской ССР, в республике имеется 92 официально разрешенных мечети. Фактически мечетей в республике значительно больше, так как они открываются духовенством при попустительстве, а иногда и при содействии низовых органов власти. В Андижанской области насчитывается свыше 200 мечетей, в Хорезмской области - свыше 100.
Значительно возросло паломничество верующих к так называемым святым местам. Отмечены неоднократные случаи антисоветской агитации представителей мусульманского духовенства во время религиозных праздников». (Докладная записка заместителя начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) А. М. Еголина секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецову «Об идеологической и пропагандисткой работе в Узбекской ССР». 19 апреля 1947 г.)
И опять паранджи, а еще - подпольные религиозные школы.
«Сильно возросло количества женщин, носящих паранджу. Имеются также неоднократные случаи организации духовниками тайных церковных школ, в которых дети изучают Коран. Дети, посещающие эти школы, иногда прекращают занятия в общеобразовательных школах».
В то время как русские являлись главным объектом вестернистской революции и форсированной модернизации, периферийные народы Центральной Азии данными процессами были затронуты в гораздо меньшей степени.
религия,
СССР,
послевоень,
Средняя Азия