Отчет об обследовании поднятой после войны советской подлодки М-33.

Sep 25, 2024 23:39

В I отсеке торпедные аппараты, механизмы, системы и устройства видимых повреждений не имели. Оба торпедных аппарата заполнены водой, покрытые ржавчиной торпеды на месте. На торпедных аппаратах находились два прибора ИСА-М и два прорезиненных комбинезона. Осветительная арматура повреждена. Останков личного состава не обнаружено.

Дверь во II отсек задраена на клинья и барашки, кроме двух нижних, со стороны II отсека. Дверь вогнута в I отсек, по-видимому, от взрыва. Дверь в рубку акустика закрыта, часы в ней остановились в 20.26. Машинка регенерации включена с шестью патронами. Приборов ИСА-М в отсеке не обнаружено. Баки аккумуляторов повреждены, а болты крепления междуэлементных соединений полностью уничтожены электролизом. Привод носовых горизонтальных рулей оборван у переборки З6-го шпангоута. Осветительная арматура повреждена. Останков личного состава не обнаружено.

Люк в III отсек закрыт. Кормовая часть этого отсека до носовой переборки радиорубки разрушена, листы прочного корпуса загнуты вовнутрь. Клапаны на станции аварийного продувания цистерн главного балласта закрыты. Морские часы над штурманским столом остановились в 0.47. Документы на штурманском столе отсутствуют. В центральном посту обнаружены останки трех человек: в радиорубке, на штурманском столе и у колонки аварийного продувания с ключом для открывания клапанов в руке. Боевая рубка имела деформацию по всей внутренней поверхности, особенно кормовая часть и крыша. Все ее оборудование сорвано со своих мест и повреждено. Верхний рубочный люк открыт, а крышка нижнего люка прихлопнута. У крыши верхнего рубочного люка сорвано две задрайки, краник уравнивания давления закрыт. Маховики задраивающих устройств крышек обоих люков в положении 'открыто'. Из рубки извлекли останки шести человек.

Люк в IV отсек задраен на кремальеру. Носовая часть отсека разрушена, листы обшивки в районе пробоины вдавлены внутрь. На подлодке отсека шпангоуты оторваны от обшивки и деформированы. Дверь на кормовой переборке задраена только на клинья, а сама переборка вдавлена в V отсек. Комингс двери с правого борта оторван от переборки по всей высоте. У подволока отсека переборка отошла от прочного корпуса и имела вертикальную трещину по диаметру. Арматура систем и устройств, трубопроводы и панели электрокабелей деформированы, во многих местах оторваны от корпуса. Машинка регенерации включена с шестью патронами. Приборы ИСА-М расположены на штатных местах. Баки аккумуляторов повреждены, а болты крепления междуэлементных соединений полностью уничтожены электролизом. У кормовой переборки отсека найдены останки одного человека.

Выводы комиссии:
Подводная лодка погибла в первой половине срока пребывания на позиции, т.е. в период 22-25 августа 1942 г., о чем свидетельствует большое количество неизрасходованных продуктов, в том числе свежего картофеля. Подрыв на мине произошел перед наступлением сумерек в 20.26, когда лодка совершала переход в подводном положении на глубине 9 м из района патрулирования в рай?он зарядки аккумуляторной батареи. Как раз в этом месте проходил первый ряд румынского минного заграждения 'S-33', который 'М-33' пересекала под углом, близким к 90R.
Взрыв произошел в районе I отсека в 5-6 м от прочного корпуса. Сразу после подрыва на мине была предпринята попытка всплыть в надводное положение на полном ходу путем продувания цистерн главного балласта и перекладки горизонтальных рулей на всплытие. Однако носовая цистерна главного балласта и цистерна плавучести потеряли герметичность. Кроме этого, вода быстро стала затапливать I отсек, и личный состав, практически даже не пытаясь бороться за живучесть, перешел во II отсек. Поэтому 'М-33', несколько продвинувшись вперед, упала на грунт.
В последующие четыре часа шла борьба с просачивавшейся из I отсека водой и подготовка к повторному всплытию. Обстановка явно осложнялась тем, что часть воздуха высокого давления уже была израсходована, аккумуляторная батарея имела низкую плотность, а во II отсеке, возможно, вообще была повреждена.
Оценив обстановку, командир, по всей вероятности, пришел к выводу, что спасти корабль, наверное, не удастся и надо попытаться хотя бы спасти людей. Поэтому, приготовив все к всплытию, экипаж сосредоточился у входных люков: минимум 6 человек в боевой рубке и 6 человек в VI отсеке. Один человек встал к станции аварийного продувания главного балласта. По всей вероятности, командир рассчитывал сообщить о положении 'М-33' в базу, поэтому приказал радисту оставаться в радиорубке. Возможно, что среди экипажа был тяжелораненый и его положили на штурманский стол, чтобы после всплытия аккуратно вынести наверх.

Не поддается логическому объяснению нахождение останков одного человека у кормовой переборки IV отсека. Около 0.47 по команде командира механик продул балласт, лодка начала всплывать с нарастающим дифферентом на нос: носовая оконечность оставалась прижатой к грунту. В этот момент произошел подрыв на второй мине в районе переборки между III и IV отсеками. Дело в том, что когда предпринималась попытка всплыть сразу после первого подрыва, то корабль несколько продвинулся вперед и оказался как раз на второй линии мин. В результате взрыва оба отсека почти сразу оказались затопленными и 'М-33' опять упала на грунт. Теперь в лодке остались в живых только 6 человек в кормовом отсеке.
В целом их положение было далеко не безнадежным. Отсек от взрыва не пострадал, на всех хватало приборов ИСА-М, которые специально предназначались для выхода из поврежденной подводной лодки, глубина всего 27 м. В VI отсеке начали готовиться к выходу через люк из подводного положения. Опустили тубус, чтобы при затоплении отсека осталась воздушная подушка. Приготовили буй, его должны были выпихнуть через открытый люк и вслед за ним по его буйрепу подняться на поверхность. Когда приготовления были закончены, все собрались у люка, и тут оказалось, что люк открыть невозможно. На него давил столб воды высотой почти 24 метра и, чтобы преодолеть это давление, надо было создать в отсеке противодавление, но запаса воздуха не хватало. Теоретически существует еще несколько способов выравнивания давления, однако по неизвестным причинам ими не воспользовались. Наверное, люди умерли от недостатка кислорода.

На 'М-33' вышло в море 21 человек, останки 16 из них были найдены при осмотре. По поводу гибели еще четырех человек существует две версии. Дело в том, что во второй раз 'М-33' всплыла с большим дифферентом на нос и задела мину кормовой оконечностью ограждения рубки. Т.е. в этот момент верхний рубочный люк еще находился под водой, но он был открыт. По всей вероятности, его отдраили еще перед всплытием, и он сохранял герметичность за счет забортного давления. В тот момент думали о всяком, но наверняка никому в голову не приходило, что можно подорваться еще раз! Однако это произошло, и взрывной волной люк легко распахнуло. Вполне возможно, что эта же взрывная волна просто выбросила из боевой рубки первых четырех человек, стоявших у горловины люка. Правда, не исключено, что эти четыре человека почему-то находились в районе переборки между III и IV отсеками и попали в самый эпицентр взрыва... Этим отчасти можно объяснить останки одного члена экипажа у кормовой переборки IV отсека - возможно, туда его отбросило в момент подрыва.

СССР, потери, флот, подплав

Previous post Next post
Up