Sep 06, 2022 12:54
В исследовании Института социологии РАН об устройстве нынешнего китайского общества прочитал об их социальных Утопиях. Возникли они только в конце XIX века как сплав идей американских протестантов, активно проникавших в Китай в то время, и местных конфуцианских верований.
«В конце XIX века Кан Ювэй расписал эволюцию человеческой истории в своей «Датун шу» («Книге о Великом Единении») . Опираясь на «теорию трёх эпох» из книги «Комментарий Гунъяна», признанной классическим произведением времён Конфуция, Кан Ювэй отметил, что человеческое общество от «эпохи хаоса» перейдёт к «эпохе становящегося равновесия» и «эпохе великого спокойствия», что символизирует «эпоху Великой Гармонии». Кан Ювэй в «эпохе великого спокойствия» смоделировал идеальное общество, где искоренены неравенство и иерархия, а также такие составляющие, как политическая система, расовая дискриминация, неравенство полов, семейное родство и частная собственность. Более того, полностью ликвидированы все нечестные, нелогичные, неадекватные и несправедливые законы. «Книга о Великом Единении» считается работой на грани фантастики и истоком утопического социализма в Китае.
Что касается «классовых мучений», то Кан Ювэй считал, что «все люди порождены небесами и являются чадами неба, с одинаковым телом, будучи частью одной группы; нам надлежит быть равными» - именно так он выражал своё передовое предположение о том, что все люди рождаются равными. В составленной им таблице эволюции человеческого равенства в «Книге о Великом Единении» звучат формулировки о том, что «женщины должны иметь право быть независимыми, а также равное положение с мужчинами» и «мужчины и женщины равны и независимы».
В главе «Эпоха великого спокойствия» отражена идея о равенстве полов под эгидой «равенства людей без деления на классы». Кроме того, описанная в «Эпохе великого спокойствия» политическая система включила в себя принцип достижения общемировой справедливости путём устранения национальных границ за счёт введения общественного правительства, дабы достичь идеального положения, когда «нет ни государства, ни императора, все друг к другу доброжелательны, все равны в мировом Содружестве, где царит Великая Гармония».
Кан Ювэй на рубеже веков объединил традиционное конфуцианство с западной общественной мыслью в «Книге о Великом Единении», сконструировав спокойный мир, в котором нет иерархии и классового деления, где все люди, сообщества и страны равны, а свойственный феодальной этике иерархический порядок подлежал искоренению.
Ещё один из представителей реформаторов Лян Цичао в своих «Записках о путешествии по Европе» (1920 г.) предлагал построить страну, где царит космополитизм: отказаться от прежних ограниченных идей, не цепляться за патриотизм и усвоить принцип «человек не может иметь в поле зрения одну лишь нацию, отмахнувшись от индивида, как не может быть одержим нацией, пренебрегая остальным миром». Лян Цичао особо подчёркивал равенство прав отдельного человека и нации. Внутри страны у каждого должна быть возможность раскрыть свои способности, данные от природы, и вносить свою лепту в общемировую цивилизацию».
(Потому в Китае считают, что идею Мирового правительства придумали именно они. И глобализм - путь к нему)
Китай,
общество,
идея