Читал о нём монографию ещё советских времён. От замысла и спуска на воду до гибели. Достойный путь и геройский экипаж!
Оригинал взят у
marafonec в
Гибель РюрикаОригинал взят у
alexcrim в
Гибель РюрикаОригинал взят у
kstk71 в
Гибель Рюрика На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера "Россия" (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), "Рюрик" (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и "Громобой" (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал - эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И "Россия", "Рюрик" и "Громобой" шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого... (речь идет о прорыве 1-й Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура).
Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. "Россия", "Рюрик" и "Громобой" оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою "Рюрику", шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. "Россия" и "Громобой", сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от "Рюрика" японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.
...Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, "Рюрик" казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия "Рюрика" вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер "Идзумо" пошла торпеда...
Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя ("Варяг", заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) "Рюрик" был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы "Рюрик" не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий "Рюрик", а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.
В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота "Рюрик" с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом "Погибаю, но не сдаюсь!" скрылся под водой... На "Рюрике" погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на "Варяге" в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, - на дне Корейского пролива. "Россия" и "Громобой" в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали:"Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой".
Фото: Крейсер "Россия" после боя