РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. О ИСЧЕРПАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА РУССКОЙ АРМИИ

Sep 02, 2016 21:45

Оригинал взят у skaramanga_1972 в РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. О ИСЧЕРПАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА РУССКОЙ АРМИИ
Вот мы и пришли к тому, к чему я подводил Вас последними двумя постами, а кто не понял, следите за моей мыслью еще раз, и, если посчитаете, что я не прав, давайте, критикуйте и доказывайте.

Итак, кратко подитожим то, о чем было сказано ранее, и доказательства чему были мною приведены:

1. Упадок крестьянских хозяйств Российской империи, частые неурожаи, хроническое недоедание крестьянства в конце XIX - в начале XX-го века грозило, по словам некоторых исследователей того времени, "прямым физическим вырождением народных масс". Эта тенденция нашла свое отражение в увеличении числа забракованных (признанных неспособными) при приеме на военную службу.

2. Вследствие п.1 можно и должно считать абсолютно обоснованной фразу: «С каждым годом армия русская становится всё более хворой и физически неспособной... Хилая молодёжь угрожает завалить собою военные лазареты...» (Меньшиков М.О. Молодёжь и армия. 13 октября 1909 г. // Там же. С.109, 110)

3. Тенденция роста % забракованных призывников с 1874 по 1901 год составила от 11,2% до 22,1%, при последующем некотором снижении до 19,4% к 1910-1913 году (Миронов Б. Н. «Сыт конь - богатырь, голоден - сирота»: питание, здоровье и рост населения России второй половины XIX - начала ХХ века//Отечественная история. 2002. № 2. С. 40).

По поводу снижения, считаю, что здесь имело место влияние понижения "... требований, предъявляемых к новобранцам, в отношении роста и объема груди" (В. Гурко «Отрывочные мысли по аграрному вопросу». Стр. 6)". Возможно, имели место и другие факторы.

4. Из общего числа призывников было признано совершенно неспособными к военной службе в 1904 году - 9,82%, в 1913 году - 14,4%, получили отсрочку по невозмужалости в 1904 году - 12,23%, в 1913 году - 15,8% (по болезни или невозмужалости). Эти данные наглядно демонстрируют ухудшение физического состояния призывников.

А теперь скажите мне, подумайте и скажите, могла ли тенденция по ухудшению физического состояния призывников не отразиться на факте исчерпания в ходе Первой мировой войны, человеческого ресурса для русской армии, говоря проще - призывников нужных физических кондиций?

Возможно, Вы не согласны с такой постановкой вопроса, возможно, считаете, что никакого "исчерпания человеческого ресурса" не было и быть не могло? Тогда я Вас огорчу, это, таки, было. Факт!

Оригинал взят у skaramanga_1972 в РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. О ИСЧЕРПАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА

Из письма военного министра генерала Шуваева, сменившего на этом посту генерала Поливанова, временно исполняющему должность начальника Штаба Верховного главнокомандующего генералу В. И. Гурко (8/22 декабря 1916 г.):

«Я неоднократно обращал внимание начальника Штаба Верховного главнокомандующего, генерала Алексеева, как в личных беседах, так и в письменных с ним сношениях (письмо от 13 сентября с.г. № 3279, секретн.), на предстоящее в ближайшем будущем израсходование оставшихся не призванными контингентов военнообязанных, вследствие чего для поддержания до своего состава армии в штатном комплекте, настоятельно необходимо наискорейшее принятие самых решительных мер как для достижения возможно бережливого расходования высылаемых в армию пополнений, так и для изыскания в самой армии источников дальнейшего пополнения ее боевого состава путем самого решительного сокращения ее небоевого состава, превышающего боевой по меньшей мере в 2 раза.

Независимо от сего по моим указаниям образованная при Главном управлении Генерального штаба междуведомственная комиссия, в работе которой принимал участие и помощник дежурного генерала при Верховном главнокомандующем, тщательно и всесторонне обсуждала и наметила целый ряд мер, самое энергичное и наискорейшее проведение коих в жизнь является настоятельно необходимым для обеспечения дальнейшего пополнения армии.

Без энергичного, и притом в самых широких размерах, осуществления намеченных означенной комиссией мер дальнейшее пополнение потерь армии станет в скором времени совершенно невозможным, о чем свидетельствуют нижеследующие данные:


1) После осуществления 25 октября с.г. призыва ратников II разряда сроков призыва 1899-1896 гг., т.е. людей в возрасте 38-41 лет включительно, остаются не призванными только два возраста ратников II разряда (все же возрасты ратников I разряда уже призваны) сроков призыва 1895 и 1894 гг., т.е. возраст 42 и 43 лет.

Из них ратники призыва 1894 г. после 1 января перейдут предельный 43-летний возраст и потому не могут уже быть призваны на военную службу. Что же касается ратников призыва 1895 г., то в 1917 году эти ратники будут приближаться к 43-летнему предельному возрасту, вследствие чего, а также малой их физической годности для военной службы и настоятельной необходимости в интересах государственной обороны оставления рабочих рук не только в работающих на оборону промышленных предприятиях, но и в переживающем острый кризис (вследствие недостатка рабочих рук) сельском хозяйстве от призыва этих ратников необходимо отказаться или, во всяком случае, не призывать их ранее, чем будут проведены в жизнь все другие намеченные меры для пополнения армии более молодыми контингентами, ныне тем или иным путем не попавшими в ее боевой состав.

2) Таким образом, для дальнейшего пополнения армии могут быть призваны в течение всего 1917 года только:

а) Молодые люди, родившиеся в 1899 году, коим к 1 января 1917 года исполнилось 18 лет и которые при нормальных условиях подлежали бы призыву только в 1919 г. (молодых людей, родившихся в 1900 году, кои достигнут 18-летнего возраста только к январю 1918 г., призвать ранее января 1918 г. нельзя вследствие их физического недоразвития).

Призыв их предположено произвести в январе 1917 г., дабы иметь возможность начать высылку их в армию по окончании не менее как 8-недельного обучения, со второй половины апреля 1917 года.

Вследствие занятия противником значительного пространства территории государства, вероятного большого процента не пригодных для службы по физическому недоразвитию и необходимости предоставления отсрочек призыва тем юношам, кои окажутся на важнейших работах государственного значения, надо ожидать, что этот досрочный призыв новобранцев 1919 г. в лучшем случае даст 700 000 человек.

б) Белобилетники, переосвидетельствование которых производится непрерывно, за исключением лишь тех периодов времени, когда внимание присутствия занято призывом в мобилизационном порядке ратников или новобранцев; эта мера может дать в течение 1917 года годных для строевой службы до 100 000 человек. Таким образом, оба указанных источника дадут в лучшем случае всего лишь до 800 000 человек.

Кроме того, по данным к 16 ноября с.г., в переменном составе запасных пехотных полков Петроградского, Одесского и внутренних округов состояло солдат, пригодных для отправления с маршевыми ротами (считая годными и лица в возрасте до 40 лет включительно), до 1 500 000 человек. Вполне же годных для строя и по возрасту, каковыми до последнего времени по соглашению со Штабом Верховного главнокомандующего, признавались лица только в возрасте до 36 лет включительно, среди означенных 1 500 000 человек насчитывается не более 900 000 человек.

Принимая во внимание, что для пополнения потерь в армии штаб Верховного главнокомандующего признает необходимым высылку ежемесячно в среднем 300 000 человек, можно сказать, что имеющихся в распоряжении Военного министерства контингентов хватит для продолжения войны лишь в течение 6-9 месяцев».

Из письма последнего военного министра Временного правительства генерала А. П. Верховского временно вступившему в исполнение обязанностей начальника Штаба Верховного главнокомандующего генералу М. В. Алексееву (4/17 сентября 1917 г.)

«Несмотря на все принятые Военным министерством меры пополнения Действующей армии, выясняется, что некомплект ее не только не уменьшается, но все увеличивается. По заявлению дежурного генерала при Верховном главнокомандующем на последнем совещании в Ставке 25 августа с.г., некомплект всех фронтов возрос до 674 000 человек.

Такое положение повелительно указывает на то, что ведение войны в тех размерах, в коих она велась до последнего времени, нам непосильно.

Необходимо прежде всего считаться с тем, что ныне страна вступила в 4-й год беспримерной по своей тяжести войны. Из населения взято более 15 000 000 работников, в стране полная разруха во всех отраслях экономической жизни, дальнейшее напряжение сил государства представляется немыслимым. Необходимо срочно принять крайне решительные меры в этом отношении, ясно представить себе те оставшиеся источники пополнением Действующей армии, которые находятся внутри страны.

В настоящее время в переменном составе запасных пехотных полков внутренних округов находится не более 450-500 тысяч человек, могущих быть отправленными на пополнение пехоты армии.

Если лишить армию укомплектования специалистами, обратив их в строй, затем выслать на ее пополнение также и солдат запасных полков, предназначенных в учебные команды, школы прапорщиков, состоящих учителями и т.п., то это число может быть увеличено еще на 200-300 тысяч человек.

Итак, 700-800 тысяч человек - это последний ресурс, который могут дать запасные полки внутренних округов для дальнейшего ведения и окончания войны.

Правда, кроме указанных источников пополнения армии, для той же цели могут служить находящиеся внутри страны еще не призванные контингенты:

1) годные к строю белобилетники, переосвидетельствование которых почти повсеместно заканчивается;

2) выздоравливающие эвакуированные;

3) задержанные дезертиры и

4) снимаемые поверочными комиссиями с фабрик, заводов, железных дорог, общественных организаций и т.п. Однако число людей этих категорий вообще незначительно и неопределенно, поэтому не может служить основанием для расчетов и соображений на укомплектование армии.

Я не привожу здесь одного источника пополнения армии, который еще находится в стране, - это новобранцы 1920 г. (молодые люди, имеющие ныне 17-18 лет), так как считаю, что, выкачав из населения более 15 миллионов работников, брать из него еще 600-700 тысяч человек, не отдав ему кого-либо, совершенно невозможно.

Такое положение повелительно указывает, что без решительных мер мы придем к окончательному экономическому краху, анархии и гибели государства. Необходимо смело и открыто посмотреть правде в глаза.

Из изложенного ясно видно, что если бы и удалось пополнить существующий ныне некомплект действующей армии, то все равно поддерживать ее в требуемом штатами комплекте штыков совершенно невозможно по отсутствию источников пополнения.

Следовательно, необходимо принять энергичное решение - сократить армию, поддерживая ее в комплекте теми источниками, которые уже находятся в ней самой.

Прежде всего полагаю необходимым совершенно расформировать так называемые третьи дивизии, которые до настоящего времени, кроме вреда, ничего не приносили. Но освобождающихся за проведением этой меры бойцов не вливать в оставшиеся дивизии в виде организационных единиц (например, третьих бригад), а, пополнив ими существующий ныне некомплект в оставшихся дивизиях, отпустить по домам за счет образующегося таким образом излишка, элемент, совершенно не пригодный для ведения войны, как то: трижды раненных и возвращенных в строй и людей старше 40 лет.

Другими словами, полагаю необходимым вернуть состав армии в исходное положение, с которого началась война, - именно в 150-160 дивизий, сбросив существующий ныне некомплект вовсе со счета.

Мера эта дала бы следующие выгоды:

1) омоложение личного состава как в строевых, так и в тыловых частях,

2) освобождение армии от наиболее утомленных и недовольных людей,

3) возвращение населению работников,

4) сокращение числа бездеятельных едоков, что урегулировало бы остроту продовольственного вопроса,

5) сокращение соответственным образом численности тыловых частей, учреждений, транспортов и т.д., что дало бы возможность разрешить наконец благоприятным образом укомплектование армии лошадьми и повозками,

6) при таких условиях возможно было бы призвать и новобранцев 1920 года, т.е. влить в армию наиболее молодой, ценный элемент,

7) облегчение демобилизации в будущем.

Попутно с этим считаю крайне необходимым пересмотреть с целью решительного сокращения штаты всех остающихся тыловых частей войск и особенно различных общественных организаций, строительств и т.п. (по сведениям, сообщенным из Ставки, число людей в общественных организациях достигает 3 1/2 миллиона человек).

Проведение изложенных мер необходимо самое срочное, время не ждет, и каждый пропущенный день утяжеляет положение».

p.s.

Фраза о необходимости сократить армию, по сути, означала ограниченную демобилизацию… а через полтора месяца случилась Октябрьская социалистическая революция.

И еще. Жаль, что Владимир Владимирович Путин, человек, безусловно, грамотный, иногда берется судить по вопросам истории, в которой он очень слабо разбирается:

Путин о Первой мировой войне

http://putin-chronicle.blogspot.com/2012/06/blog-post.html

Российская империя, армия, статистика, ПМВ

Previous post Next post
Up