Оригинал взят у
thor_2006 в
Нет пророка в своем Отечестве... К чему это я - позавчера попалась мне цитат, принадлежащая перу вот этого мощного старика:
А сказал (написал) он это:
"Военная история представляет множество примеров, какия ужасныя следствия бывают от того, что распоряжения по продовольственной части были пред войною худо обдуманы и неосновательно разсчитаны. Этих ошибок в разгар войны иногда невозможно поправить. Огромные массы крестоносцев несколько раз находили голодную смерть в пределах нынешней Венгрии. Самая многочисленная армия, цвет французского юношества, погибла в 1812 году в России; наши войска терпели недостатки во всех крымских походах и турецких войнах; и подвергались лишениям в 1806 и 1807 годах в Пруссии и т.д.
История передала нам эти катастрофы; но от военных писателей ускользнули бех безчисленные случаи временных недостатков продовольствия, которые были причиною, что главнокомандующие не могли приводить в исполнение самых гениальных планов, и теряли из рук верную победу. Надобно удивляться, что продовольственная часть, столь важная в военное время, единственно от которой зависит часто успех или неуспех войны, остается до сих пор в таком забвении. Читая военную историю много встречается вопросов, от чего такой-то главнокомандующий не воспользовался одержанною победою, или не сделал такого-то движения, а ответа не находим нигде. Еслиб военные историки более обращали внимания на продовольственную часть и при описании сражений объясняли, сколько солдаты имели в ранцах сухарей пред сражением, в каком разстоянии были в то время провиантские транспорты и откуда они наполнялись, то может быть разъяснилось бы многое, что теперь темно...".
С тех прошло больше полутораста лет, а воз и ныне там. Развевающиеся знамена, клубы порохового дыма и прочая мишура и фантики надежно скрывают механику войны (во всяком случае, имевшей место быть в стародавние времена)...
Вдогонку о военной мысли в родном отечестве.
Из записок Леонтия Васильевича Дубельта, за 1852.
- "От излишнего усердия перенес я сегодня большое огорчение. Английский флот начал заводить винтовые корабли. Мне пришло в голову, что ежели их флот будет двигаться парАми, а наш останется под парусами, то при первой войне наш флот тю-тю! Игрушки под Кронштадтом и пальба из пищалей не помогут. Похваливают это наши злодеи, иностранцы, чтобы усыпить нас, чтоб закрыть нам глаза, а в душе смеются. - Эту мысль я откровенно передал моему начальнику [А.Ф. Орлову] и сказал мое мнение, что здравый смысл требует, ежели иностранные державы превращают свою морскую силу в паровую, то и нам должно делать то же и стараться, чтобы наш флот был так же подвижен, как и их.
На это мне сказали: «Ты, с своим здравым смыслом, настоящий дурак!»
Вот тебе и на!"
Леонтий Васильевич не успокоился и съел на том же месте дурака еще раз. Из тех же записок:
- "Несмотря на то, что несколько времени назад меня назвали дураком, я опять попался в ту же беду! - К нам приезжал Менье и другие иностранцы с предложением придать вящую силу нашему оружию. Комитет отвергнул их предложение, потому что они дорого просили за открытие их тайны. - «Помилуйте, - сказал я, - наши комитеты жалеют денег, а не подумают о том, что эти механики передадут свои тайны другим европейским державам, и тогда при первой войне они разгромят нас своими новыми, вам неизвестными, разрушительными средствами».
Тут проглотил я ту же пилюлю, которую проглотил при суждении о флоте".