Решил всё-таки написать, побудившись
типичным комментарием тов. Киреева, ну и в развитие
поста про луносрачУ нас, как известно, свой особый путь и некогда самая читающая страна в мире, поэтому в нашем общественно-политическом дискурсе присутствуют некоторые специфические темы - не только климатосрач и луносрач (что, наверное, в какой-то мере
(
Read more... )
Я как раз пытаюсь с ней полемизировать. Тут идея в том, что делаем ли мы науку "буржуазной" или "партийной" (или лучше "диаматической"), это так или иначе внесёт свои вредные искажения в условную исходную "чистую науку"; и вообще говоря, КМПКВ, следует очистить науку от "буржуазности", но "партийности" в неё в смысле подгонки результатов под какие-нибудь наши философские воззрения, само собой, не вносить. В то же время какой-то отпечаток политсистемы на науке так или иначе останется - хотя бы в принципах её организации, например; поэтому "чистой" наука может быть только в узком смысле слова - "я ищу истину научным методом, а уж нравится она пролетариату или нет, дело уже вненаучное".
>>>>>>Партийной может быть разве что трактовка получаемых наукой результатов, но это другая стадия процесса.
Ещё можно направлять исследования туда, куда требует буржуазная или диаматическая философия, можно организовать научную систему так, чтобы она наилучшим образом отражала принципы господствующей политсистемы, а не искала истину (мерилась хиршем, например - в буржуазном обществе обязательно нужно со всеми чем-нибудь мериться). На выходе в лучшем случае получим знание с некой степенью искажения и большими затраченными усилиями, а в худшем - просто какую-нибудь чушь или вовсе ничего.
>>>>>Ну, и нет в настоящее время никаких "гуманитарных наук" (за исключением отчасти филологии), именно по причине ангажированности данных отраслей знаний.
Так понятно, что области знаний находятся на разных этапах становления научности. Просто нет никаких оснований считать, что, скажем, Хокинг менее продукт буржуазного общества, чем Мизес, пусть один буржуазно левый, а другой - буржуазно правый. Принятые физикой методы оставляют меньше пространства для махинаторского манёвра, чем принятые экономикой, но оставляют ("ты, главное, посчитай, а что за этим фактически кроется в материальном мире - неважно"); ну и сверх того можно просто пастись около науки и болтать что-то занимательное и подходящее по уровню мышления для масс - типа попадания в другие Вселенные посредством чёрных дыр.
Reply
Reply
- и подгонку результатов исследований под некие сиюминутные политические нужды или под какие-нибудь требования диалектической философии;
- и конструирование системы науки прежде всего под нужды социалистического общества и рабочего класса.
Первое недопустимо. Второго не избежать и не надо избегать. При этом я не думаю, что вы выступаете за первое или Водокачкин - против второго.
Если же мы переходим к теме, что и где имел в виду Ленин, то это надо специально извлекать на свет все цитаты на сей счёт и разбираться детально. После прошлых разговоров я смотрел кое-что, но толком не запомнил. По-моему, прежде всего он тоже имеет в виду второе, но местами забирается и в первое, хотя имеет в виду прежде всего "общественные науки", каковые по их уровню развития могут проще становиться идеологическим оружием.
Reply
И еще Вы слишком часто шпыняете диамат. И это делает Вас очень похожим на прорывовцев, только наизнанку.
Reply
Ну тогда было бы полезно подробнее разобрать этот вопрос, не так ли? Потому что и звучит "партийность науки" для стороннего человека именно так, и Ленин писал на этот счёт несколько двусмысленно (я из своей прошлой попытки разобраться сделал вывод, что местами его можно было понять именно в первом смысле).
>>>>>И еще Вы слишком часто шпыняете диамат.
А по-моему, как раз в меру!
>>>>>И это делает Вас очень похожим на прорывовцев, только наизнанку.
А по-моему, не делает!)
Reply
Теперь пара слов о диамате. Диалектический материализм - это целостная система взглядов, картина мира, основанная на научных, материалистических представлениях об окружающей действительности (природе и обществе) как о постоянно изменяющемся процессе. Это не абстрактная наука, а очень даже прикладная, поскольку ни один человек не может существовать без общих представлений о мире, без общей его картины. Человек имеет массу инструментов при помощи которых реагирует и воздействует на окружающую действительность, но ему необходим некоторый инструментальный ящик (кейс), где эти инструменты были бы разложены в определенном порядке, позволяющем эффективно пользоваться всем инструментарием. До диамата роль таких кейсов выполняли религиозные системы. Дело ещё в том, что кроме функции эффективности, эти кейсы выполняли роль синхронизации между пользователями инструментами. Эти кейсы по сути некоторый аналог операционных систем на компьютерах, без установки которых они друг друга просто не понимают.
(продолжу в следующем комменте)
Reply
Безусловно сегодня диамат нуждается в обновлении, но это не значит, что его надо выкинуть на помойку. Как минимум надо прежде предложить хоть что-то способное его заменить.
Reply
Центральное содержание типа "на всё можно взглянуть с разных сторон", а также восприятие "трёх законов диалектики" не как абсолютных законов, а как тенденций, на помойку никто выкидывать и не собирается. Доказать же ценность наваленных на это центральное содержание гор всевозможных слов - это задача современных желающих развивать диалектику - но деятельность условных поповых или плазменных сект пока что не внушает мысли, будто в этих горах слов есть что-то ценное.
Reply
Reply
Вот вот, Понимания Правильного нет!
На фоне играет популярный трек "Иное же написано!"
Reply
Reply
А что, в природе тоже повсюду действует единство и борьба противоположностей? )))
Reply
Reply
Reply
Reply
Гелий против лития?
Reply
Leave a comment