Leave a comment

tanga_tan February 2 2023, 05:41:15 UTC
И продолжу.
Как ни странно это покажется, но в изображении жизни героев чувствуется недоумение(или зависть?) писателя по поводу того факта, что колхозники в 70-е вдруг стали жить лучше интеллигенции. И это прослеживается не только у Абрамова, кстати.
Вот у Михаила Пряслина новый дом, с новой мебелью, с коврами - все, как по тем временам положено. Но Абрамов неоднократно проводит мысль о том, что Михаил может быть счастлив только в старой избе-развалюхе со столом, застеленным старой заштопанной клеенкой. И 100%, что новый дом Михаилу построил колхоз. И 100%, что и дрова ему выделяет колхоз, но у Абрамова это как -то не прослеживается

(Моя тетка с мужем работали в плодосовхозе в это время. Собрали там черную смородину, черную рябину, сдали все это и пошли в отпуска. Семья тети на своих "Жигулях" отбыла в отпуск на юг. Зачем? - А развеяться и южных фруктов с орехами поесть и домой привезти. Но у Абрамова и подобных писак такого быть не могло. Вот не могло и все - крестьянин должен страдать о своем единоличном хозяйстве, в котором нет ни продыху, ни вздоху. Другая мамина сестра тоже работала в колхозе, выращивала овец какой-то особой породы, сейчас все это уничтожено, конечно. По итогам сдачи шерсти, она на полученные деньги думала купить сыновьям мотоцикл, а потом подумала и купила сразу два мотоцикла, а чтоб не спорили из-за одного.)

Я уже думаю, что в нашей власти и в культуре присутствует постоянная константа - это люди, которые считают достойную жизнь простых людей каким-то нонсенсом.

Reply

sch_haifisch February 2 2023, 09:40:26 UTC
Интересная мысль. Попробую впредь при случае поискать подтверждений.

Reply

ext_2873467 February 3 2023, 05:54:55 UTC
Нечто похожее есть и у Тендрякова в "60-ти свечах", правда, под другим углом. Говорится, что город, выросший из села, строится, но с досадой упоминается о связанной с этим строительной грязи, а вот в прежней деревне была якобы не грязь, а зелень.И о том, что старую деревянную школу заменили на новую, просторную, говорится вообще с сожалением, мол та была "тёплая, ламповая", а тут мол 10 лет чувствуешь себя новосёлами. Так как действие показывается глазами учителя, вроде как интеллигента, тут на зависть интеллигенции народу не спишешь. Однако учитывая неприкрытые нотки восхваления РКМП, похоже, что новостройки раздражают тем, что от этой самой РКМП отделяет.Так что тут может и досада на утерю связи с дореволюционным прошлым, которое почему-то мыслится "тёплым и ламповым".

Reply

sch_haifisch February 3 2023, 11:22:38 UTC
Причём строительную грязь потом неизбежно старательно озеленят. Не капитализм же, когда всем пофиг. Но этого автор уже не напишет.

Reply

ext_2873467 February 4 2023, 07:37:36 UTC
Ну, справедливости ради, там упоминается, что где отстроились, этой самой строительной грязи нет и зелень, почки на деревьях вот-вот распустятся. У него скорее во всей повести подтекст, что построили что-то не совсем то в прямом и переносном смысле. Как в одной песне пелось "И всё не то, и всё не так, но что есть то и так?"

Reply

tanga_tan February 3 2023, 19:24:22 UTC
А Юрий Нагибин? - Его просто трясло при виде строящегося Ясенево и новоселов. А Ясенево, кстати, до сих пор считается одной из вершин урбанизма. Увидел, как там
две девочки катаются с отцом на лыжах и пришел в ужас. Вот что это такое? - Зависть больного человека к здоровым людям? Зависть к счастливой семье?

Reply

sch_haifisch February 3 2023, 21:10:07 UTC
А чем его именно лыжи напугали? Вроде природосообразно же.

Reply

tanga_tan February 4 2023, 08:04:36 UTC
Тут трудно объяснить. Нагибин уверен, что они не поймут его книг. Он представил, что отец записан в библиотеке в очередь, чтоб прочитать его повесть "Терпение". Прочитает и все равно, мол, ничего не поймет. Видимо, он считает, что у этих людей мало так называемой духовности и мало страданий в жизни, нет никаких порывов, только мещанское счастье.
И вообще, животы у них набиты "дурной пищей".

Reply

sch_haifisch February 4 2023, 11:35:06 UTC
Это уже что-то типа смеси анекдотов "ну не нравишься ты мне!" и "да пошла ты со своим утюгом!".

Reply

ext_2873467 February 5 2023, 17:59:59 UTC
А я представила себе, что отец лишён доступа к библиотеке, так как отказался делать прививку от ковида. :-).

А если серьёзно, была такая нездоровая идея, что мол люди для духовности должны непременно страданиями проникаться должны. У того же Тендрякова продвигается идея, что мол давно пролитая кровь должна обжигать также, как и свежая. У него такм историк формально про времена Ивана Грозного рассуждает, но на деле понятно, что это толстый намёк на более близкие события, такое требование по репрессиям истерить. Ну и в отношении всяких диссидентов или просто фрондёров порой продвигалось: раз они пострадали от государства, то как же с ними можете спорить вы, страданий таких не знавшие?! Как будто страдание непременно ключ к познанию, а нестрадавший заведомо жизни понять не способен. Меня в детстве мать бранила "ты горя не знаешь!". Хотя этот момент от меня никак не зависел, специально пойти и узнать я не могла. Но это был дискурс такой, в дискурс не вдумываются.

Reply

tanga_tan February 7 2023, 06:44:28 UTC
"У того же Тендрякова продвигается идея, что мол давно пролитая кровь должна обжигать также, как и свежая." - Если придерживаться этой концепции, то можно чего угодно насочинять. Легко. Полководец Михаил Борисович Шеин, царь Алексей Михайлович начинают собирать всех, кто когда-либо воевал за Смоленск. Подтягивается и смоленский уроженец М.И. Глинка, он хоть и не воевал, но антипольскую оперу сочинил. Подходит Иван Сусанин из деревни Домнино, куда ж без него? Встают из могил советские солдаты, погибшие в битве за Смоленск. Пролитая кровь по молекулам собирается в ручейки, потом в реку. И вдруг эта река устремляется в небо:"Доколе поляки будут измываться над смоленщиной?" И польский самолет шмякается на землю.

А " 60 свечей" - по нему надо фильм снять. Что-то типа "10 негритят", но наоборот. Я тут считала-считала, только десятый негритенок оказывается удачным опытом, хоть он и погиб.

Reply

ext_2873467 February 8 2023, 12:34:04 UTC
Ну если снимать фильм, то радикально переделав сценарий. :-) Там-то в начале, когда сам главный герой ещё школьник, приводится заведомо нереальная ситуация учителя из народников за то, что он брат миллионера. И это в 20-ые годы, когда кадровый голод на учителей был огромен. Да даже в 30-ые всё равно в школах приходилось использовать старые кадры, так что если эти кадрый как-то отрицательно себя не проявляли, то как-то не обращали внимания, что мол тот бывший учитель гимназии безо всяких следов народничества, та - поповна, а иностранный язык ведёт бывшая гувернантка. Не было тогда других кадров, приходилось доверять тем, кто "из бывших".
Так что вся ситуация с предательством ГГ своей первой любви из-за её непролетарского происхождения заведомо надумана.
А так-то у Тендрякова лейтмотив, что мол историк не может относиться к истории спокойно и отстранённо, нужна мол истерика, кто мол не истерит по репрессированным, тот сам в душе потенциальный убийца. А уж подвергнуть сомнению приводимый факт историку вовсе в голову не приходит. В застой это тлело, в перестройку полыхнуло огнём. Если бы Тендряков до перестройки дожил, показал бы себя тут тоже во всей красе.

Reply

tanga_tan February 8 2023, 19:45:00 UTC
Не поверите, но ситуация как раз очень близка к реальной. В нашем педучилище всю жизнь проработатала Александра Павловна Чернышева, дочь Павла фон Дервиза, из знаменитого рода богачей и меценатов (1870-1943), гусар, штаб-ротмистр (окончил Николаевское кавалерийское училище), в 1893 года основал старожиловский конезавод (архитектор Ф.О.Шехтель)[15]), предводитель Пронского уездного дворянства (1902-1917гг). В 1916 году после начала войны с немцами с разрешения царя изменил фамилию на «Луговой»(Виз - луг); сдал экстерном экзамены за весь курс математического факультета МГУ и преподавал математику в им же учрежденной женской гимназии.[16] В 1918 году приговорён в Пронске к расстрелу, но успел, предупреждённый местными жителями, уехать в Петроград. В 1919 году в Петрограде арестован и отправлен в Москву, позже отпущен по ходатайству его бывших учениц. В 1920 года читал лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах в Старожилово. Затем преподавал в местной школе. В 1924 году был уволен из школы. Скитался, наконец, в 1928 года принят учителем в школу посёлка Максатиха (ныне Тверская область).[17]. Похоронен в посёлке Максатиха, где учительствовал вместе со своей четвёртой женой Ольгой Николаевной Луговой в последние годы жизни.[18] - И я почему-то думаю, что Тендряков, возможно, слышал об этом.
"историк не может относиться к истории спокойно и отстранённо" - это своего рода болезнь, многие ею болеют. Эти постоянные исторические дискурсы, сравнения, оправдания и пр. у наших медийных персон из той же оперы.

Reply

ext_2873467 February 9 2023, 07:20:05 UTC
Ну что такую историю вам рассказали, я вполне верю. И даже вполне допускаю, что РАССКАЗАННЫЕ факты изложены верно. Только вот вспомним Щварца: "Вы знаете о нас то, что про нас написано в книгах, а что про нас не написано, вы не знаете". Почти всегда истории о репрессиях страдают неполнотой, так как практически всегда опускается, как звучал приговор, или вот с какой формулировкой человек был уволен из школы. Очень сомнительно, чтобы там было дело только в происхождении.
ОЧЕНЬ СОМНИТЕЛЬНО, что дело сводилось только к происходению. Скорее всего, был какой-то конфликт, о котором данный учитель впоследствии не желал распространяться. Конечно, оппоненты смогли тут и к его происхождению аппелировать, в таких случаях любое лыко в строку, все мы видим, как в срачах сплошь и рядом бывают переходы на личности.
Однако что дело было ТОЛЬКО В ЭТОМ, ну очень вряд ли.
Так-то у меня прадед был учителем гимназии, потом учил в советской школе, был булкохрустских взглядов, но излагал их дома за столом, а не на уроках, так что проблем на этой почве не имел. Его вторая жена была поповна, тоже работала учительницей, никто не увольнял за это.
Зато потом помню, как в школе учительница-либералка аппелируя к Платонову, уверяла, что за непролетарское происхождение тогда якобы расстреливали.

%"историк не может относиться к истории спокойно и отстранённо" - это своего рода болезнь, многие ею болеют.% Можно сказать и так, но в перестройку эту болезнь по сути навязывали.

Reply

tanga_tan February 9 2023, 08:02:50 UTC
Что касается этого рода фон Дервиз, то они все, похоже, были ворьем и жуликами. Виллы в Ницце так просто не строятся.
А Александра Павловна всю жизнь прожила в коммунальной квартире, одна вырастили 3-х детей и постоянно помогала ученицам из многодетных семей.

Reply


Leave a comment

Up