Тут кое-кто достаточно буквально воспринял мои слова о том, что "А ТО НЕКОМУ ДИЗЕЛИ БУДЕТ ЗАПУСТИТЬ" (см. предыдущий пост) и прислал ссылочку на материал насчёт резервирования электроснабжения ответственных потребителей собственных нужд АЭС "Фукусима" и принятия в самом начале верного решения (см.
http://twilighshade.livejournal.com/52226.html?thread=25090#t25090), итак:
Насчёт резервирования электроснабжения ответственных потребителей собственных нужд АЭС "Фукусима" - не совсем так.
Последствий не было бы, если б японцы в самом начале приняли верное решение. СмотрИте сами.
1) Землетрясение. Автоматический останов реакторов. Вдобавок разрушение ЛЭП (авария энергосистемы). Потеря нормальной схемы электроснабжения собственных нужд блоков (от собственной электроэнергии и от электроэнергии внешней энергосистемы). Включение резервной схемы (дизель-генераторов).
2) Цунами. Уничтожены дизель-генераторы. Потеря схемы резервного электроснабжения собственных нужд блоков. Подхват "самой важной" части собственных нужд (в т.ч. насосов системы охлаждения) питанием от аккумуляторов (можно сказать, "дубль-резервная" схема).
СТОП!
Вот здесь и надо было задуматься о том, что:
а) питания аккумуляторов ("дубль-резервной" схемы) надолго не хватит - оно рассчитано на короткий срок до восстановления нормальной или резервной схемы,
б) восстановить нормальную или резервную схему невозможно,
в) правильный вывод: нужно сразу начинать заливку реакторов морской водой. Причём ВСЕХ ШЕСТИ реакторов этой АЭС. Сразу. Без промедления.
Но пункт "в" означает, что реактор будет остановлен навсегда - закачав морскую воду, фактически его угробят своими руками. А эксплуатирующая компания, видимо - то ли жалея своё имущество, то ли беспокоясь о будущем энергодефиците в стране - решает побороться за сохранение станции как важного объекта электроэнергетики. В итоге выжидают до последнего, ориентируясь на показания приборов (уровень воды, давление в реакторе). Однако приборы, подвергшиеся всевозможным потрясениям, показывают лажу.
И когда японцы видят внешние признаки перегрева и превышения давления, и понимают, что зря доверились приборам, начинают закачивать морскую воду - уже поздно, перегрев чрезмерный, воды в реакторах почти нет, топливо начало плавиться, вода разлагается, растёт давление пара, выделяется водород, приходится стравливать его сперва из корпуса реактора, затем из гермооболочки, затем он взрывается, идёт выброс радиоактивности...
Поздно - это и есть поздно.
В общем, главная ошибка - в управленческом решении: когда насосы систем охлаждения ещё молотили на издыхающих аккумуляторах без надежд возобновить получение нормального или резервного питания, кто-то из лиц, принимающих решение (руководство АЭС, руководство компании) должен был встать и "рубануть сплеча": "Всё, ребята. Давайте признаем: станцию как энергообъект мы потеряли. Надо принять этот факт как данность и оставить шаткие надежды на возрождение работы станции. Иначе может быть хуже. Чёрт с ними, с реакторами: заливаем их морской водой. Начинаем сейчас и сразу, заполняем все до единого".
Вот, к сожалению, не нашлось того, кто мог принять на себя решение о многомиллиардных убытках и "рубить сплеча" в решении вопроса о заливке реакторов. А надо было. А так - и многомиллиардных убытков не избежали, и вдобавок вон какие последствия с выходом радиации
Так вот как раз именно об этом и была моя фраза "А ТО НЕКОМУ ДИЗЕЛИ БУДЕТ ЗАПУСТИТЬ" (или принять решение о заливке реакторов морской водой или предпринять еще какие-либо меры), а то знакомым с работой дизелей просто невыносимо слышать про то как их "невозможно было запустить" - достаточно было их просто раскрутить, не сделать чего при наличии аккумуляторов, питающих АЭС - надо было просто умудриться и сильно постараться!
Ребяты, учите уроки!
И идите учиться не только в гуманитарные ВУЗы - а то аварии (не только на АЭС, но и много где еще) не только языком не устранить но и 100% не избежать!