Разговор с с Альфредом Кохом и Павлом Лунгиным:
http://www.medved-magazine.ru/articles/article_40.html "
А. К.: У меня от этих пяти-шести лет, с 1985-го по 1991-й, такое двойственное ощущение, что выдающиеся, совершенно фантастические прорывы в области политики к свободе - и совершенно какая-то дикая, саморазрушительная экономическая политика. Вот если бы все эти политические успехи, которые, несомненно, заслуга Михаила Сергеевича, подпереть хорошим премьером, то никогда бы Советский Союз не развалился. Гайдар правильно говорил, что надо было сказать людям простые и понятные вещи. Что страна зависит от цен на сырье, то есть на нефть, что по одежке протягивают ножки, что если цены на нефть пошли вниз, значит, надо сокращать расходы. И первое - надо было военным хвост прикрутить!
М. Г.:Алик, так, как Гайдар объяснял это, даже у меня мурашки шли по коже. Я его спрашиваю: «Ну вот неконкурентная страна, открой ее - и все, конец». Так и получилось: она легла, ее растаскивали, насиловали, как хотели. А он: да, говорит, будет безработица, предприятия не выдержат, они будут банкроты… (Пауза.) Вот Сталин мог бы это сделать.
Мы на семнадцать миллиардов каждый год давали валютных товаров им, они нам - на четыре миллиарда! Черт возьми! А у нас в это время в очереди за итальянскими туфлями могли ноги переломать
А. К.: Знаете, есть фраза: «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас».
М. Г.:Что ты все мне упреки делаешь?
А. К.: Нет, это не упреки!
М. Г.:Нет-нет, упреки! Мне уже сто раз говорили: «Лучше один раз отрубить хвост, чем тридцать раз по кусочкам…»
А. К.: Это должен был вам объяснить премьер. Его задача была. Это его главная задача была - объяснить руководству страны, какие есть альтернативы.
П. Л.:Да это все тоже хирургия! Может быть, можно было как-то без хирургии? Нельзя? Вот в Китае же сделали без хирургии…
А. К.: Да? А напомните-ка мне, что-то я подзабыл, где это студентов танками давили?
(Пауза.)"