"Энергомаш" отправит партию ракетных двигателей американским ВВС Научно-производственное объединение "Энергомаш" отправит очередную партию ракетных двигателей американским ВВС. Оборудование предназначено для тяжёлых
ракет-носителей семейства "Атлас".
Американские грузовые корабли "Атлас" вот уже 9 лет успешно летают на российских двигателях. Специальное название РД-180 - жидкостный двигатель первой ступени. Самый сложный элемент ракеты, который определяет её грузоподъёмность.
"Используя опыт базового двигателя, РД-180 был разработан за очень короткий промежуток времени и сегодня он совершил 23 успешных полёта в составе ракеты "Атлас", - сказал заместитель генерального директора, главный конструктор ОАО "НПО "Энергомаш" Владимир Чванов.
Ещё в первой половине 90-х годов химкинское объединение выиграло тендер на создание двигателя для ракеты-носителя "Атлас - 3". Первый американский корабль, снабжённый таким ускорителем, поднялся в небо в мае 2000 года. Сейчас в "Энергомаше" работают над созданием двигателя следующего поколения - РД-191.
Шесть таких двигателей отрывают от земли тяжёлую ракету-носитель "Протон", вес которой может достигать 750 тонн. В качестве топлива используется четырехокись азота и диметрил-гидразин - токсичные вещества, опасные для жизни человека. Именно на смену такому агрегату и приходит новый двигатель, разработанный для ракеты под названием "Ангара".
В нём относительно безопасные компоненты топлива - керосин и кислород. Старт первой ракеты "Ангара" с космодрома Плесецк назначен на 2011 год.
"На сегодняшний день разработка 191 двигателя на 100% в рамках графика. В этом году состоялось испытание первой ступени "Ангара", в состав которой входит наш двигатель. Третье огневое испытание намечено на конец этого месяца", - говорит генеральный директор ОАО "НПО "Энергомаш" Дмитрий Пахомов.
На двигателе "Энергомаша" поднялась в воздух первая южнокорейская ракета. Как утверждают российские инженеры, в конструкции заложены самые современные разработки. Например, подвижная часть двигателя, так называемый сефлон.
Начальник отдела информации ОАО "НПО "Энергомаш" Владимир Судаков рассказывает: "Внутри этого узла идёт горячий газ температурой около 450 градусов Цельсия, давление 300 атмосфер, сила около 200 тонн и в то же время узел этот можно легко согнуть руками, как гармошку, обеспечив качание камеры для
управления ракетой".
Двигатель собирают вручную. Главное в работе опыт. На каждый экземпляр уходит в среднем три недели. Система контроля многоуровневая. Проверяют перед установкой каждый агрегат. Готовый двигатель дополнительно исследуют на шум - нет ли внутри посторонних предметов.
"Двигатель поворачивается и при поворотах слушаются все звуки, причём, люди слушают, которые уже не первый год работают. Предмет, если туда попал, он создаёт совершенно другой звук", - говорит начальник сборочного цеха ОАО "НПО "Энергомаш" Анатолий Ларин.
"Ангара" - следующее поколение ракет-носителей. Всего будет три модификации - лёгкая, с одним двигателем, средняя и тяжёлая, соответственно с тремя и пятью ускорителями. Сейчас в объединении готовятся к ещё одному конкурсу: на создание двигателя для ракет, которые полетят с космодрома "Восточный" ориентировочно в 2018 году.
"Для РД-180 сейчас мы готовим необходимое обоснование, что это должен быть именно этот двигатель, в силу технически совершенной конструкции и в силу того, что для государства снимет огромное бремя финансирования. Двигатель есть, его доводка под эту задачу будет гораздо дешевле, чем разработка нового", - сказал Дмитрий Пахомов.
Готовые двигатели для американских "Атласов" проходят такое же таможенное оформление, как любой коммерческий товар. Каждый перевозят в специальном контейнере. Из Шереметьево грузовым бортом двигатели доставят за океан. Их главная и единственная миссия начнётся на мысе Канаверал.