Jan 20, 2013 22:48
Вот - нашел в сети свою статью... решил и тут выложить... :) Опубликована была в журнале "ПЕДАГОГІКА ВИЩОЇ ТА СЕРЕДНЬОЇ ШКОЛИ" (Криворізький педагогічний інститут ДВНЗ "КНУ")
УДК 74.242 А. П. Крупский,
кандидат психол. наук, доцент,
А. Н. Гуртовая,
студентка V курсу,
Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА
Статья посвящена проблеме эмоционального интеллекта в контексте формирования профессиональной культуры студентов-менеджеров в вузе. Приведены требования к менеджеру ХХI в. Представлены исходные предпосылки для формирования эмоционального интеллекта и ожидаемые вследствие предлагаемых действий результаты.
Ключевые слова: обучение в вузе, профессиональная культура, эмоциональный интеллект.
Статтю присвячено проблемі емоційного інтелекту в контексті формування професійної культури студентів-менеджерів у вищому навчальному закладі. Наведено вимоги до менеджера ХХІ ст. Представлено вихідні передумови для формування емоційного інтелекту та очікувані внаслідок пропонованих дій результати.
Ключові слова: навчання у ВНЗ, професійна культура, емоційний інтелект.
The article deals with the problem of emotional intelligence in the context of the formation of a professional culture of the students in the university managers. Are the requirements to the manager of the twenty-first century. Shows the initial premise for the formation of emotional intelligence and the expected results due to the proposed action.
Key words: teaching at the university, professional culture, emotional intelligence.
Профессионализм менеджера заключается в высокой квалификации в области управления, которая призвана обеспечить стабильный успех и развитие предприятия на основе сочетания интереса потребителей, собственников и сотрудников [4]. Деятельность менеджера предполагает воздействие на других людей с целью организации их совместной деятельности. Предметом её выступают специфические объекты - люди, личности, а объектом воздействия являются те же субъекты. То есть субъект и объект труда тождественны по своим основным особенностям, и менеджеру приходится иметь дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются некие социально-психологические отношения, содержание, которых определяется спецификой трудового коллектива и трудовой ситуации, а также статусом и социальной ролью личности.
Обучение в высшей школе традиционно предполагает достижение студентом совместно с профессорско-преподавательским составом вуза определенных целей и задач. Одной из важнейших задач является формирование профессиональной культуры будущего специалиста. Профессиональная культура - это социально-профессиональное качество субъекта труда, представляющее собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса и является личностным аспектом трудовой культуры, включает в себя разнообразные модели поведения её носителей [1].
К менеджеру ХХI века выдвигают следующие требования:
ориентация на социально-психологические, личностные компоненты деятельности;
способность осуществления непрерывного общения, ориентированного на передачу управленческой информации;
способность к получению и обработке обратной связи и обратной информации;
знание основ, технологий менеджмента.
Два из этих требований предполагают эмоциональную компетентность. Однако в последнее время обучение в вузе претерпело ряд изменений, а именно: изменились механизмы контроля знаний и достигнутых результатов; уменьшился объем и качество учебных и производственных практик; практически полностью исчезли устные экзамены. Это привело к тому, что даже при наличии харизматических преподавателей и одаренных студентов, последние, приобретая багаж знаний (во многих случаях эксклюзивный), часто не могут успешно соперничать на рынке труда с более опытными конкурентами, так как не могут воспользоваться своими знаниями своевременно - не ориентируются на эмоциональную составляющую в человеческом поведении.
^ Цель статьи. Раскрыть сущность эмоционального интеллекта в контексте формирования профессиональной культуры студентов-менеджеров в вузе.
Профессиональная культура - совокупность норм, правил и моделей поведения людей - относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда. Она состоит из множества как внешних, так и внутренних факторов. В современном обществе одними из самых важных составляющих можно назвать успешность и личную эффективность человека. Это связано с тем, что в системе ценностей лежит основополагающий принцип - финансовое благосостояние как решающий фактор при распределении мест на социальной лестнице. Для того чтобы достичь этого благосостояния, необходимо высоко стоять в первую очередь на карьерной лестнице, а для того, чтобы туда попасть, необходимо обладать определенными качествами. Долгое время считалось, что самой важной характеристикой человека является его интеллект (IQ). При приёме на работу, в университете и даже в школах проводились многочисленные тесты уровня IQ и на их фоне делались заключения о развитии человека и определении его в различные группы. Но в 90-х годах стал рассматриваться и такой фактор, как эмоциональный интеллект (EI).
Эмоциональный интеллект - это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а так же осознавать эмоции и истинные мотивы других людей. В отличии от IQ, уровень которого в большей степени определен генами и тренировкой, EI развивается и совершенствуется в течении жизни. Именно такой теории придерживался Д. Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» [2]. Он полагал, что эмоциональный интеллект - это именно тот навык, благодаря которому человек может расти и развиваться, может стремительно идти вверх по карьерной лестнице и стать не просто обычным менеджером среднего звена, а действительно лидером крупной организации либо же открыть свой бизнес и быть успешным в нём.
Человеку с высоким уровнем EI приписывают следующие качества. Самосознание - понимание себя, причин возникновения тех или иных эмоций, совершения тех или иных поступков. Самоконтроль - умение не поддаваться негативным чувствам, а здраво оценивать ситуацию, смотреть в корень проблемы и преодолевать страх, не находиться в состоянии депрессии. Эмпатия - осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, сочувствие. Навыки отношений - способность налаживать отношения и строить партнерские связи. Мотивация - когда человек знает, чего он хочет, и знает, как к этому прийти, именно поэтому чаще всего достигает своей цели. Именно эти качества, предположительно, и дают возможность управлять собственным поведением. Такого человека можно обычно характеризуют как надёжного, постоянного, понимающего, умеющего наладить контакт, самоорганизованного. Именно это цениться в век нестабильности и сумасшедшего темпа жизни - способность контролировать себя и окружающих. Человека с высоким уровнем EI сразу заметят, потому что он будет выделяться на фоне других уверенностью и коммуникабельностью, ему можно будет доверить работу с ключевыми клиентами, заключение договоров либо же управление командой. За счёт своих качеств, он сможет войти в доверие к коллегам, смотивировать и «повести за собой», в то же время быть жестким, когда этого требует ситуация. И именно развитию этих качеств меньше всего уделяется внимание при подготовке специалиста в вузе.
Исследования, проведённые в крупных компаниях, таких, как IBM, Lucent, Pepsi Co, British Airways и Credit Suisse First Boston показали прямую зависимость успешности (результативности) менеджера от уровня его EI, при этом разброс показателя IQ был относительно невелик, это связано с тем, что для работы в подобных компаниях необходимо иметь IQ не ниже 120. А вот разброс по уровню EI был достаточно большим. Эти исследования доказали, что решающим фактором на этапе становления руководителями являются не аналитический склад ума и учёная степень, а именно эмоциональный интеллект. Безусловно, необходимо иметь профессиональные знания и навыки, но если сравнить двух людей с одинаковыми знаниями, и у одного из них будет развит EI, а у второго нет, то первый имеет гораздо больше шансов пойти вверх по карьерной лестнице.
Исследование 515 руководителей фирм, проведенное компанией Egon Zehnder International, показало, что те из них, у кого показатель эмоционального интеллекта был самым высоким по сравнению с другими критериями, скорее преуспевали, чем те, чьей самой сильной стороной был предыдущий опыт или IQ. Если говорить более точно, руководитель обладал высоким эмоциональным интеллектом в 74% случаев успеха, и лишь в 24% случаев неудачи. В исследовании принимали участие руководители из Латинской Америки, Германии и Японии, и результаты были практически одинаковы для представителей всех культур. Высокий уровень эмоционального интеллекта принято напрямую связывать с понятием лидерства. Люди с развитым EI свободны от большинства страхов и сомнений, они могут легко действовать и общаться с нужными людьми для достижения своих целей. За счёт этого качества они могут двигаться вперед.
Для того чтобы развить эмоциональный интеллект студентов-менеджеров четвертого курса факультета международной экономики ДНУ им. О. Гончара, нами в рамках курса «Управление персоналом» был разработан и внедрен блок занятий, направленных на развитие знаний, умений и навыков в области эмоциональной коммуникации. Формируя вышеуказанный блок занятий, мы использовали следующие приемы:
1. Обучение студента искусству понимания себя, причин возникновения тех или иных эмоций, совершения тех или иных поступков происходит в результате анализа поведения литературных и театральных персонажей через призму индивидуального опыта с последующим групповым обсуждением собственных выводов.
2. Обучение студента умению не поддаваться негативным чувствам, а здраво оценивать ситуацию, смотреть в корень проблемы и преодолевать страх, не находиться в состоянии депрессии, происходит в результате сравнения своих переживаний и чувств с переживаниями и чувствами окружающих. Ознакомление со ставшими классическими методами управления гневом, эмоциями, переживаниями.
3. Обучение эмпатии - происходит через обсуждение и осознания «подвига человеческого» в критических ситуациях, требующих концентрации всех внутренних сил организма, через осознание движителей данных поступков.
4. Обучение навыкам отношений происходит в рамках курса «Организация проведения переговоров» [3].
5. Обучение умению ставить цели и пониманию, как их достигать, происходит в течении всего времени учебы на факультете.
Подведя итоги, необходимо отметить, что человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом более профессионален, нежели тот, кто им не обладает, и с точки зрения профессиональной культуры «более культурен». Но всё же, эмоциональный интеллект не является единственным и достаточным фактором карьерного роста. На продвижение по карьерной лестнице влияет также сфера деятельности компании и в частности сама компания и её устои; EI можно развивать в течении всей жизни, либо он будет приходить с опытом, если человек достаточно гибок и восприимчив к новому, либо его можно самостоятельно повышать, занимаясь саморазвитием и в каком-то смысле воспитанием; если есть желание достичь в жизни успеха, необходимо уметь приспосабливаться, чётко знать, чего хочешь, налаживать связи, не боясь критических ситуаций.
Литература
Балл Г. О. Орієнтири сучасного гуманізму (в суспільній, освітній, психологічних сферах) / Г. О. Балл. - Житомир : Волинь, 2008.- 232 с.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М. : АСТ, 2009. - 478 с.
Крупский А. П. Коммуникативная компетентность как необходимый элемент профессиональной культуры менеджера / А. П. Крупский, Ю. М. Стасюк // Педагогіка вищої та середньої школи: [збірн. наук. праць]; гол. ред. проф. Буряк В. К. - Кривий Ріг : КДПУ, 2009. - Вип. 25. - С. 111 - 116.
Экономическая психология / [ред. И. В. Андреевой]. - СПб : Питер, 2000. - 512 с.
менеджмент,
эммоциональный интеллект,
Научная статья,
профессиональная культура,
педагогика