Логово Дождевого Червя, он же Regenwurmlager, он же Miedzyrzecki Rejon Umocniony - часть чуть ли не самой крупной в европе системы оборонительных сооружений под названием Ostwall расположенной в западной части Польши, всего в ста с небольшим километрах от Берлина, построенной третьим рейхом в 20-40хх годах ХХ века. Огромная, разветвленная система тоннелей и 17 грузовых станций подземной узкоколейной железной дороги, соединяющей между собой около полусотни долговременных огневых точек, наблюдательных пунктов, грузовых порталов, подземных складов и других помещений и коммуникаций общей протяженностью более 60 километров.
Южная часть системы в некоторой степени окультурена и превращена во вполне неплохой музей, однако знакомство с ЛДЧ мы предпочли начать с северной части, затерянной среди озер в болотистом лесу. В этой части строительство, по всей видимости, так и не было завершено, даже лоток еще не залит, много тупиковых, никуда не ведущих ответвлений. И много воды.
Через добрую сотню метров тоннель сужается и выводит нас в основную потерну, в которую так или иначе сходятся все отхоботники
Около подъема наверх обустроено несколько помещений.
Колодец непонятного назначения в одном из них.
Отметив, что этот стволик, как и еще несколько стволов под взорванными огневыми точками вполне пригоден для спуска вниз с верьем, например, возвращаемся на "централку" и идем в сторону самого северного сооружения, входящего в систему - PzW. 739.
В этой части укрепрайона много озер, болот и старых русел небольших речушек, много грутовых вод, вследствие чего северная часть системы больше похожа на подземную речку.
О том, что это все же военное сооружение напоминают только кабельные закладные, редкие остатки арматуры освещения, ниши для электрооборудования и периодически встречающиеся под ногами квадратные лючки зумпфов самотечной дренажной системы.
Попробуйте-ка разглядеть, где находится кромка воды ;)
Вскоре тоннель приводит нас к одному из так называемых вокзалов - Bahnhof Otto.
Раньше здесь была (или должна была быть - эта часть комплекса по-прежнему выглядит не совсем достроенной) своего рода камера съездов, стрелочные развилки и погрузочная станция.
Тут, как и во многих других частях комплекса, где их не успели замазать некультурные посетители, неплохо сохранились аутентичные навигационные надписи на немецком языке:
Решаем не топать два с лишним километра, чтобы осмотреть самый северный ДОТ системы, и сворачиваем к PzW. 736, находящемуся чуть менее чем 200 метрах от вокзала. Под этим дотом возле ствола обустроено много тупиковых выработок, разграниченных кирпичными стенами на отдельные помещения и закрытых бронедверями.
Выглядят они примерно одинаково.
В отличие от предыдущего ствола, лестница тут монолитная, железобетонная, и можно подняться в сам ДОТ.
Выход пролетов в помещения огневой точки был когда-то заложен бронедверью и залит бетоном.
Вид вниз. Все выходы из ДОТа добротно замурованы.
В очередной раз вернувшись на "централку" уверенно топаем на юг, вглубь системы.
Здесь все еще обводнено, под ногами - пещерный жемчуг
Очередная развилка
Еще через несколько сот метров уровень грунтовых вод ощутимо снижается, теперь они дают о себе знать лишь тихим журчанием в дренаже под ногами. И появляются рельсы.
Окошечко на повороте - амбразура небольшой огневой точки в тоннеле, позволяющей вести огонь в ответвление в случае если ДОТ, от которого идет тоннель будет захвачен и через него в систему будет спущен диверсионный отряд.
Расстояния, на которые тянутся тоннели огромны.
Очередной стволик. Здесь среди обрушившихся вентиляционных труб угадывается клеть подъемника. Есть хроника, в которой можно посмотреть, как на таком подъемники катаются офицеры Рейха.
Здесь тоже обустроены помещения. Вероятнее всего для хранения боеприпасов и укрытия личного состава в свободное от несения вахты наверху время.
Перелазим через гору песка, высыпавшегося из-за раздестроеной забутовки.
И оказываемся на вокзале.
Хорошо сохранившийся стрелочный перевод.
Однако рельсы тут кончаются)
От вокзала идет несколько потерн к ДОТам. В одой из них - сломанная забутовка, из-за которой тоже высыпается песок.
Сложно сказать, естественные ли это грунты, или искусственно насыпанная демпфирующая подушка, или средство консервации неоконченных/замурованных тоннелей, однако такой мелкий, чистый, белый часовой песочек высыпается почти из-за каждой пробитой забутовки, и порой засыпает тоннели выше середины.
Потерна к стволу.
Комнаты в выработке возле ствола.
Бетонные пролеты. Глубина под лестницей - около полутора метров.
Можно оценить глубину ствола.
И масштабы)
Выходы на поверхность через этот ДОТ также добротно замурованы.
А все по тому, что ЛДЧ, как и огромное множество подобных сооружений в Европе являются заповедником или резервацией различного рода летучих мышей, которых в ЛДЧ просто огромное количество. Почти все время нашего там пребывания вокруг нас летало около десятка мышек одновременно, они висят на стенах, на конструкциях, а в нишах под потолком они кучкуются целыми колониями.
По итогу мы провели под землей около 8 часов и прошли в общей сложности чуть меньше 10 километров, и это лишь малая часть всех подземных ходов...