А в доме том горит очаг!

May 16, 2007 11:59

Соня вчера сказала мне, что ее спросили, почему она считает саундтрек к сериалу "Бандитский Петербург" плохой музыкой.
А что бы ответил на подобный вопрос я?

Ну, вообще-то можно гордо сказать, что вы ничего в музыке не смыслите, поэтому и объяснять вам бессмысленно. А далекий тот край, откуда я родом (ну и так далее)... Тем более, что многие, как известно, и так считают меня законченным снобом, а? ;)

Однако, мне и самому интересно стало, честно говоря. Вообще-то выбор русского шансона для саундрека к фильму о бандитах, кажется, не может вызвать никаких возражений и говорит о компетентности композитора Корнелюка.
В таком случае, давайте зададимся вопросом: а применимы ли вообще категории "хорошая музыка" и "плохая музыка" к блатному шансону? Мне, например, трудно представить человека, который, послушав очередной хит какого-нибудь Лёни Ростовского, скажет: "не, ну музыка говно". Ведь шансон - такой жанр, который, собственно, к музыке имеет сугубо опосредованное отношение. Одна из его отличительных черт в том, что никаких музыкальных неожиданностей в шансоне быть не должно ни в коем случае. Похожее есть, скажем, в блюзе. Там тоже один стандарт на всех (грубо говоря). Но любитель блюза ценит в первую очередь мастерство исполнения, что касается как вокала, так и аккомпанимента. В шансоне же главное блатная, берущая за душу история. А средства подачи, очевидно, играют такое же значение, как и мелодическое разнообразие.
Мне лично известны два способа аранжировки блатняка: тупо под гитару или под детскую самоиграйку (гармоху). Самоиграйку, кажется, ввел Вилли Токарев, который, попав в Нью-Йорк, первым дорвался до этого чуда прогресса и сделал ее стандартом. (Или я ошибаюсь? Вполне возможно, ну и фиг с ним).
Лично я ничего против блатного шансона не имею. Иногда все эти истории о прокурорах итп даже веселят. Без сомнения, это один жанр из многих, он впоне имеет право на существование. Но когда этот шансон играется нам в сопровождении симфонического оркестра, да еще с каким-то "вечным знаком забытых истин" (кстати, вдумайтесь!), это, по-моему, как раз и есть то, что называется развесистой клюквой.
Когда я такое слышу, сразу представляю себе одно из двух: в разгар оперы в Мариинке к дирижеру подходит бритый человек в спортивных штанах и, лузгая семечки, говорит: "ладно, маэстро, завязывай эту байду, Пал Иваныч про белый пароход хочет". Второе, что мне представляется - Игорь Крутой за роялем.
Судя по-всему, мне действительно не нравится песня Корнелюка к сериалу "Бандитский Петербург". Она пошлая, как все искусственное и пластмассовое, льющееся на нас из плазменных телеэкранов. Такая же пошлая как семья простого слесаря, живущая в двухэтажной квартире в центре Москвы (сериал "Счастливы в месте"); как гниды-журналисты, подстерегающие у парадной ученого Перельмана и глумящиеся над ним; как музыкальный редактор (не помню имени) Первого Канала, говорящий, что наши артистки порвали всю Европу на Евровидении...

muzik

Previous post Next post
Up