В этом году я прочитала рекордное для себя количество книг. Но по сравнению с моими читающими ЖЖ-френдами эта цифра смешная, поэтому не буду её назвать. Однако осенью я читала мало. Может быть потому что увязла в двух толстых классических романах - как-то они меня подкосили. Каких-то сногсшибательных впечатлений не было, но это ничего, потому что в этом году я уже прочитала несколько "книг года".
Дэвид Лагеркранц "Девушка, которая застряла в паутине"
Я большая поклонница трилогии "Миллениум" Стига Ларссона. И конечно же, не могла пройти мимо продолжения серии, пусть и написанного не самим Ларссоном, а журналистом Лагеркранцем. Чтобы не ходить вокруг да около, сразу скажу, что роман абсолютно провальный, увы. Я очень хотела, чтобы он мне понравился. Заранее решила, что буду снисходительна к нему, потому что понимаю, как велики ожидания публики и как тяжело выдерживать неизбежные сравнения. Я правда старалась... Это прежде всего очень скучная книжка, события в ней начинают развиваться ближе к последней трети, а до того - унылые рассуждения об искусственном интеллекте и компьютерной безопасности. Романы Ларссона были чудо как хороши по части бытописательства, в них было так много уютных и по большому счёту не нужных, но таких милых сердцу, описаний бытовых деталей: у кого какой диван, кто сколько чашек кофе выпил и с чем съел сэндвич на обед. Вроде, и все знакомые персонажи на местах: Лисбет, Микаэль, инспектор Ян Бублански, Эрика и Кристер, но все они словно бледные копии самих себя. Незаменимые люди есть. Стиг Ларссон был одним из таких. И это очень печальная новость.
4/10
Маргарет Этвуд "Съедобная женщина"
В первых же строчках вынуждена признаться, что бросила эту книгу примерно на половине пути. Вообще раньше старалась так не делать, теперь же напротив - приучаю себя оставлять книгу, если мне не понравились первые 100-150 страниц.
"Съедобная женщина" - это феминистская антиутопия. И пожалуй, это самое занимательное, что я могу сказать об этой книге. Феерически-бредовая и скучная история про девушку-маркетолога Мэриан, её странных коллег и друзей и двух её парней - Питере и Дункане, между которыми ей предстоит сделать выбор. Все персонажи какие-то неживые, гротескные, сюжет мутный. Да и неважно, видимо, потому что главное в книге - это идеи, а они слишком уж незамысловатые. Но девочки на Лайвлибе писают кипятком и рекомендуют друг другу записывать её "в хотелки" (худшая рекомендация для книги, по-моему).
2/10
Ф.М.Достоевский "Бесы"
Вы все уже читали этот роман, да? А я добралась до него только сейчас, хотя в целом с творчеством Достоевского знакома довольно неплохо. Но "Бесов" опасалась. И правильно делала, чего уж там. Я не прочитала, я вымучила этот роман. И теперь уже очень долго не возьмусь за какие-либо другие произведения автора. Сколько ни пытаюсь проникнуться им - бесполезно. "Бесы" прямо очень противный и тягомотный роман, морок и абсурд, политика, чокнутые люди, грязь и религиозный экстаз. Всё это скучно, многословно, трудночитаемо. Как водится, почти все герои немного ку-ку, а сам автор такой желчный, что не удержался от того, чтобы вывести под видом писателя Карамзинова - напыщенного и самовлюблённого болвана - своего антипода - Ивана Тургенева - и так это мерзко смотрится, так мелочно и глупо, что, честное слово, не хочется больше и руки марать о Ф.М.
4/10
Чарльз Диккенс "Холодный дом"
Второй классический роман, который я читала очень долго. На то у меня есть уважительная причина - читала его в оригинале. Это второй роман Диккенса, который я прочитала на английском (первым был "Дэвид Копперфилд"). Вот тоже классик, как и Достоевский. Причём "Холодный дом" считается едва ли не самым мрачным произведением автора. Но боже ж ты мой, какая пропасть лежит между этими двумя писателями, этими двумя монументальными романами! Как говорится, Диккенсу такая безнадёжность не могла и в страшном сне присниться. По сравнению с "Бесами" "Холодный дом" - это милая сказка, с уютными чаепитиями, славными добродушными героями - жертвами обстоятельств и с совершенно водевильными злодеями. Да, герои Достоевского пугающе реалистичны, их прототипов мы все встречаем в нашей повседневной жизни, а персонажи Диккенса - это скорее фантазийные, полусказочные герои. Достоевский - это хардкор, Россия-матушка и сермяжная правда жизни. Диккенс, даже описывая мрачный Канцлерский суд или скитания несчастного бродяжки Джо, остаётся милым и уютным автором. Самый мрачный его роман - рождественская открытка рядом с произведениями Достоевского.
А если оставить сравнения, то "Холодный дом" прекрасный викторианский роман, в котором можно встретить блестящие описания самых разных слоёв британского общества: от лощёных аристократов до лавочников, от военных до бродяг, от адвокатов до кирпичников и т.д. Фирменное чувство юмора не изменяет Диккенсу и в этом романе, он бывает и язвителен, и саркастичен, рассказывая о полоумных тётках-филантропах, всецело поглощённых заботами об африканских племенах и забывающих покормить своих собственных детей. Он неизменно трогателен, когда говорит о несчастных малютках, густо населяющих мир "Холодного дома". И по большому счёту он очень добр к своим героям. И вот за эти его доброту и юмор не любить Диккенса невозможно. Пусть где-то сюжетный ход и пробуксовывает, какие-то описания слишком многословные и нудные, а какие-то совпадения слишком уж невероятны. Мне очень нравится, что Диккенс никогда не забывает о раз введённых в повествование персонажах, все они появляются для чего-то и можете быть уверенными свою роль в сюжете сыграют. Это то, чему следовало бы поучиться многим современным авторам.
"Холодный дом" мне понравился меньше "Дэвида Копперфилда" или "Домби и сына", но больше, чем "Большие надежды" или "Лавка древностей". А в целом - ещё раз подтвердил звание одного из моих самых любимых писателей.
8/10