Лето - маленькая жизнь. В которой, к сожалению, не так много места книгам. Следующий обзор будет только осенью, когда будет о чем рассказать. С моим теперешним темпом чтения вряд ли я прочитаю больше двух-трех книг до начала осени.
1. Ю Несбе "Кровь на снегу"
Несбе относится к числу писателей, кого я люблю безоговорочно. Что бы он ни написал, я буду читать. Правда, хвалить буду далеко не все. Но любить не перестану.
"Кровь на снегу" - последняя на сегодняшний день книга норвежского автора, ею он начинает новую серию детективов о наемном убийце. Место действия то же, что и обычно у Несбе - Осло. Но в отличие от цикла про Харри Холе время выбрано другое - 70-е годы прошлого века. Главный герой - человек трудного детства и непростой судьбы получает задание - убить жену своего шефа. Как водится в нуарных историях, убийца с нежным сердцем влюбляется в свою жертву. И начинается кровавая игра.
Буду откровенна, друзья мои, книга не удалась. Плоско, скучно, банально, предсказуемо, неправдоподобно. Зато очень быстро. Чтения здесь на пару часов. А удовольствия на
4/10
2. Арчибальд Кронин "Замок Броуди"
Вы все уже, наверное, читали этот роман? Мне кажется, что такие книги, как и Уилки Коллинза, прочитывают примерно лет в 18-20. Я же добралась только сейчас, уж не знаю почему, глаз-то на нее я положила уже давно.
Начало 20 века, шотландский захолустный городишко и странный, мрачный дом, похожий на средневековый замок, где живет несчастное семейство Броуди: тиран-отец, его полоумная мать, изможденая, слабовольная жена, избалованный трусливый тунеядец-сын, замученная отцовской привязанностью дочь-подросток и, как говорится, луч света в темном царстве - смелая и сильная старшая дочь, - единственная, кто находит в себе силы что-то изменить в своей жизни. Если бы не Мэри и не молодой доктор, книгу было бы читать очень тяжко. Быт семьи Броуди выписан очень подробно, характеры персонажей очень выпуклые, все это вызывает много чувств у читателя. Большей частью хочется треснуть кого-нибудь из них, да покрепче. С самого начала романа чувствуется, что ничем хорошим он кончиться не может. Однако назвать книгу предсказуемой нельзя, в ней много сюжетных перипетий, повествование развивается ровно, без провалов, а финал, хоть отчасти и ожидаемый, производит глубокое впечатление. В общем прекрасный роман, напоминающий лучшие образцы классической литературы.
8/10
3. Кетиль Бьернстад. Трилогия об Акселе Виндинге: "Пианисты", "Река", "Дама из долины"
![](http://ic.pics.livejournal.com/scary_nymph/5177196/148727/148727_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/scary_nymph/5177196/148945/148945_600.jpg)
Это настолько прекрасная трилогия, что я не могу понять, как же я не знала о ней раньше, почему никто не рассказал мне о ней до этого лета, почему я не встречала восхищенных отликов до того, как взялась за нее. Абсолютно моя литература, точное попадание в цель - то, что я люблю и ищу в книгах. У меня вообще получается очень удачный читательский год, уже сейчас есть несколько книг, которые я могу назвать в числе книг года, а среди них есть и те, которые вошли в список моих любимых книг ever. Трилогия Бьернстада определенно принадлежит к таковым.
Это типичная скандинавская проза, то есть, те, кто к ней неравнодушны, непременно полюбят и "Пианистов", и "Реку", и "Даму из долины". Здесь есть все фирменные приемы скандинавов: меланхолия через край, неспешность, скелеты в шкафу, причудливость, созвучность природы и переживаний героя, ну и конечно, некоторая изощренная физиологичность - без нее в скандинавской литературе никуда. Но главное в трилогии Кетиля Бьернстада - это музыка. Классическая музыка, которой предан главный герой - Аксель Виндинг. Это книга о молодом пианисте, его семье, друзьях, учителях, но прежде всего - о любви и о музыке и о любви к музыке. Здесь надо сделать признание, что я, возможно, самый немузыкальный человек из всех, кого вы знаете. То есть я, конечно, была обычным подростком-меломаном, днем и ночью слушала радио, посещала рок-концерты, записывала и перезаписывала аудиокассеты, у меня были плееры и все в таком духе. А в глубоком детстве я даже год ходила брать уроки игры со скрипкой. Но со временем я поняла, что лучшая музыка для меня - тишина. В моем доме никогда не звучит радио, я с ума схожу, если приходится какое-то время ехать в машине меломана и стабильно засыпаю через пятнадцать минут на концерте классической музыки. При этом я все-таки нормальный человек и у меня есть какие-то музыкальные пристрастия, я могу иногда послушать песню-другую, но не очень часто - несколько раз в месяц примерно. В общм это тема для отдельного поста. А веду я это к тому, что трилогия Бьернстада насквозь пронизана музыкой, в ней постоянно говорят, думают и мечтают о музыке, не говоря о том, что ее постоянно исполняют. И читать о музыке для меня подлинное удовольствие. Гораздо большее, чем слушать ее. Я вообще больше всего на свете люблю читать. Мне намного интереснее читать о картинах, чем смотреть на них. Я даже кино люблю меньше книг.
В общем все это я к тому, что даже такому далекому от мира музыки человеку как я, было невероятно интересно читать о мире классических музыкантов. А уж, если вы ценитель классической музыки, то для вас чтение книг Бьернстада может стать настоящим подарком. Автор даже записал саундтрек к своей трилогии, там содержатся все классические композиции, о которых идет речь в романах, и его собственная музыка, ведь Кетиль Бьернстад не только известный писатель в Норвегии, но и одаренный музыкант, пианист и композитор.
Первая книга - "Пианисты" - повествует о ранней юности Акселя Виндинга, о его непростой семейной истории и о его подготовке к конкурсу молодых пианистов, о первой любви и о дружбе.
Вторая книга - "Река" - самая эмоциональная, тяжелая, депрессивная, пронзительная. Сильная любовь, новый педагог и подготовка к дебютному концерту.
Третья - "Дама из долины", возможно, самая слабая из всех, но все же весьма достойная. В ней, в отличие от первых двух частей, действие разворачивается не в Осло, на севере Норвегии - в Киркенесе. Мне было интересно прочитать о том, как норвежцы в то время (70-е годы 20 века) относились к своим русским соседям, к Советскому Союзу. Об этом в книге немало. Что приятно, автор, похоже, с большой симпатией относится к русской культуре, в книге много говорится о русских композиторах, писателях.
Все три книги начинаются со смертей. И дальше - автор показывает, как эти смерти повлияли на Акселя и на его восприятие музыки. Это очень романтичные книги. Музыкальные. Поэтичные. Печальные. В них много тоски, одиночества, трагичных событий, но при этом они светлые и прекрасные. Мои идеальные книги. В которых любовь рифмуется со словом кровь, героя окружают сплошь скандинавские ундины, одна краше другой, персонажи живут в шикарных домах с мебелью от ле Корбюзье, играют на белых роялях, едят сэндвичи с креветками в Театральном кафе, пьют валиум и лежат в психиатрических лечебницах, и всерьез рассматривают возможность поехать с концертом на Шпицберген.
10/10