Пост слеплен из ответов на мамских форума. Поэтому стиль немного кривоватый. Решила обобщить, потому как проблема распространенная, а повторять свою имху из раза в раз времени нет. Почёркиваю - я не логопед и не педагог, все ИМХО,
Дано - ребёнок не разговаривает или разговаривае совсем мало, хотя уже как бы и пора.
У меня широкий круг общения с родителями и маленькими детками как в реале так и по сети, так что пригодится. И вот из примеров из жизни я постоянно вижу, что врачи и родственники успокаивают родителей двухлеток и советуют подождать, а когда детям становиться по три года, или уже 4-5 лет, вот тут начинается кошмар - и диагнозы летят один другого круче и логопедов лихорадочно ищут, и все почти те же люди начинают бедным родителям пенять, почему же они столько времени потеряли и почему раньше не занимались.
Моя свекровь логопед, и она говорит, что развитию речи надо способствовать с рождения. Да, есть дети, которые на лету ловят все, к ним и усилий не нужно прикладывать, да есть те, которые начинают говорить внезапно. Но много и тех, которые нуждаются в поддержке развития речи. Так вот эту поддержку надо начинать чем раньше и чем активней..
Да, многое зависит от того, во сколько вы и супруг заговорили.
С другой стороны, меня лично советы про подождать просто бесят. Ждать можно с моря погоды и дождаться, что в три года диагноз припечатают.
Я убеждена, что кроме наследственности огромную роль играет способствование развитию речи. ИЗ НИЧЕГО НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ! И речь в том числе. Поэтому очень желательно найти специалиста - логопеда ли, ещё какого либо развивающего педагога и проконсультироваться, каким образом развивать ребёнку речь.
Если есть какое-то серьезное нарушение, то с ним надо начинать работать как можно раньше, а не терять время, а вместе сним часто и шансы на развитие.
И потом. Если вы, например, работаете целый день. Вечером уставшая. Кто РАЗГОВАРИВАЕТ с ребёнком? Няня? Ой сомневаюсь. На развивалки какие он ходит? С другими детьми общается, играет? Потому что если он растёт преимущественно в атмосфере молчания, то научится говорить ему просто неоткуда.
Да, вот ссылочка полезная, почитайте внимательно и статьи и форум.
http://forums.rusmedserv.com/forumdisplay.php?s=a7e1e91246768bab4c03619d3766bd10&f=151 Поговорите детально с няней про ваше беспокойство по поводу речи. На разговоры типа " не волнуйся, всё наладится" не обращайте внимание, а попросите записывать для вас слова, которые они конкретно каждый день учат.
Моя няня сама мне демонстрировала, какие слова доча говорить за день научилась.
Я бы не стала полагаться только на заверения о том, что они поют и читают. Может и читают, но не регулярно, всё зависит от того, что за няня. Есть такие, которые хозяйством занимаются, да подруг без конца принимают, а дети у них на втором плане. А на улице пускают их в песочницу сидеть, а сами с другими тётками языки чешут, а не с детьми разговаривают.
Есть куча песенок, считалочек, потешек, поищите в сети, пусть вся семья занимается.
А то, что пытается говорить, это очень хороший признак, всё наладится, особенно если будете заниматься.
В игры играте, применяя гимнастику лицевых мышц? мыльные пузыри пускатъ, одуванчики сдувать, пить через трубочку, пускать пузыри в стакане через ту же трубочку, чеез неё же гонять ватный шарик по столу. Пальчиковые игры, мозаика крупная, пальчиковые краски, пластелин-всё оно не только ради чем занять ребёнка, но и помогает развитию речи.
Еще такой момент. Ребёнку нужно по возможности давать продукты, которые содержат цинк, метионин и полиненасыщенные жирные кислоты. Эти вещества - строительный материал для мозга, очень способствуют его развитию и созреванию. Содержатся в первую очередь в масле грецкого ореха (берите Био, оно и вкуснее и полезнее), в яйцах, особенно в перепелиных, мясе, рыбе и молочном.