По пути в Питер и обратно я осилила две книжки, и пока впечатления не смазались окончательно, я о них расскажу.
Ширли Джексон. Призрак дома на холме.
"... все пути ведут к свиданью..."
До недавнего времени я даже не знала о существовании этой книги. Сам фильм до дрожи любила с детства, и, конечно, узнав о печатном варианте этого творения, соблазнилась. Примечательно уже то, что книга была написана в далеком 1959 году, и что сам Кинг спер оттуда идею для Красной розы. Одно только это вызывает к произведению интерес.
Сразу надо сказать - у фильма и книги мало общего, очень мало, его даже почти и нет. И завязка, и развитие сюжета, и финал различны. Тем, кто ждет страшных моментов, книга не понравится. К этому тексту нужно подходить совсем с другой стороны...
Книга прежде всего о безумии. И одиночестве. О том, как сходит с ума ГГ Элинор, у которой никогда не было своего дома, которая всю свою жизнь была слишком не похожа на других. Автор очень тонко вскрывает все грани ее безумия, и мы понимаем, что она безумна еще до того, как героиня приезжает в Хилл-хаус. А дальше все происходит по инерции - дом лишь дает безумию Элинор толчок, пробуждает его. Это жуткая психологическая драма. Грустная история.
"Элинор рассеянно сорвала ромашку, тут же умершую у нее в руке, и, лежа на траве, смотрела в мертвое лицо цветка".
Передавать безумие у Ширли Джексон получается настолько легко и ненавязчиво, что в какой-то момент я начала задумываться, что и Элинор, и автор, и уже я сама окончательно чокнулись. Это как раз тот случай, когда безо всяких пугалок из-за угла, ощущаешь леденящий ужас.
Конец вызвал у меня одну эмоцию: "Как? И это уже все? Неужели все закончится именно так?".
Но все закончилось именно так, и, поразмыслив и отдышавшись, понимаешь, что самоубийство Элинор было весьма логично. И вот тогда становится уже не жутко, а просто очень грустно. И жалко эту бедную Элинор, с которой Хилл-хаус сыграл такую злую шутку, заставив ее поверить, что именно здесь ее место.
Призраки этого дома ни разу не показали читателю своего лица, они действовали исподтишка, но продумали все. Они не зря выбрали самого слабого, самого неуверенного в себе члена группы, и они безошибочно раскрыли все ее комплексы, все мечты и желания. Они полностью завладели ее сознанием. Читателю так и не дается ответ, что за силы обитают в доме. Возможно, это призраки, а возможно, чистое зло, которое кроется в глубинах сознания каждого человека.
"- Думаю, все мы боимся увидеть себя, - медленно произнес доктор.
- Нет, - ответил Люк. - Мы боимся увидеть себя явственно и без маски".
В общем, книга стоит потраченного времени. Она, как и Хилл-хаус, на какое-то время овладевает сознанием. А в конце остается только жалеть Элинор, ведь она так и не выпила больше молока из кружки со звездами.
Оценка: 9 из 10.
Питер Джеймс. Зона теней.
Книгу начинала читать без особого энтузиазма, думала, что если не понравится - брошу. Но чтение захватило сразу, и книжка прочиталась быстро и легко. Вот только многое так и осталось непонятым, особенно конец. Может, я читала невнимательно - все-таки в поезде труднее сосредоточиться, а может, просто автор не любит все разъяснять.
Страшные моменты были и даже призраки появлялись. Чего только стоят моменты, когда Алекс видит вместо своего друга и бывшего мужа лицо погибшего сына. Или тот момент, когда хмурый немой призрак Фабиана спокойно поднимается по лестнице в свою комнату.
Читать интересно, сюжет полон таинственных дыр, и ты с нетерпением ждешь, когда же эти дыры заполнятся. А заполняются далеко не все... О чем, собственно, эта книга? Наверное, о том, как часто мы заблуждаемся, думая, что хорошо знаем близких людей. Алекс лишь после смерти Фабиана начала узнавать о жизни сына новые и новые подробности, приводящие в ужас. Бывает так, что близкий человек оказывается нам совсем чужим, и вот, он умирает, и даже спросить что-либо мы у него уже не можем. Остается копаться в письмах, дневниках, приставать к не очень разговорчивым знакомым, и даже обращаться за помощью к медиумам.
Сами переживания матери, потерявшей взрослого единственного сына, автор передает очень реалистично. Без излишнего драматизма, но и без сухости - это скупые слезы, когда никто не видит, когда читаешь надпись в дневнике "день рождения мамы", и дату, обведенную в кружок. Много деталей, потере веришь, веришь всему, что написано.
Может, поэтому конец и оставляет столько вопросов. Ты уже начинаешь жить с этими персонажами, а все внезапно обрывается, и остается только: "А как же? А почему? А что дальше?". Но эта книга, как и жизнь, не дает прямых ответов.
Оценка: 7 из 10.