Социальные сети прекрасно демонстрируют актуальность некоторых правил поведения для психологов:
1) не давать советов;
2) не консультировать людей, с которыми имел неформальное общение;
3) избегать оказания бесплатной помощи.
Вот бывает пишет друг в Фейсбуке или Инстаграме пост с каким-то вопросом или жалобой - и в комментариях начинается чудная дискуссия с репликами и советами совершенно разного уровня вменяемости и полезности. От безобидных штампов до несуразнейшего шизофренического трэша. Мне иногда бывает сложно пройти мимо таких заметок, особенно связанных с психологией или диетологией - темами, в которых я разбираюсь достаточно хорошо, даже разноцветные бумажечки с печатями имею и определённому количеству людей за годы работы помог.
Боже упаси, конечно, пытаться заняться именно что психотерапией или вникать в диагностические тонкости, я не настолько ещё отбит волнами жизни о забор разочарований, чтобы пытаться быть психологом для друзей и знакомых. Но вот предложить самую простую и универсальную рекомендацию (часто описанную в классических книгах по самопомощи) могу: как, например, проще и быстрее всего выйти из состояния унылой какашки, как рассчитать калорийность продукта, как уменьшить тягу к сладкому, как избавиться от прокрастинации и так далее. Ничего личного, скорее просто трансляция способов, описанных намного более крутыми специалистами чем я.
К сожалению, в 90% случаев результат отрицательный: "Мне такое не подходит", "У меня слишком мало времени", "Мне это не поможет" и так далее в том же духе. Интересно, что с клиентами, которые платят неплохие деньги за 60 минут общения со мной таких фраз не услышишь - они обычно с энтузиазмом воспринимают предложения, и те им действительно помогают.
И всё бы ничего. Ну не понравился человеку способ, который до этого помог десяткам моих и тысячам не моих клиентов - и ладно. Но почему-то после такого общения остаётся гадкое ощущение собственного идиотизма, а так дело не пойдёт. Короче, молчание - золото.