Темой совместного конкурса фестиваля
Архстояние и проекта Про.Движение в 2011 году стал конкурс, определивший основную тему фестиваля, -
Сарай#11. Председатель жюри конкурса и руководитель
мастерской ТАФ А.П. Ермолаев описал свое видение темы.
Я рассматриваю сарай никак типологический объект, не как место, где хранят инвентарь, зерно и всякую *рваньку*, а как способ отношения вообще к делу, к творчеству, к формообразованию. Т.е. фактически, за этим вообще призыв: смотреть на то, чем ты занимаешься, предельно просто, естественно, невычурно.
Для меня «сарайность» значит предельная естественность и простота для всякого творчества. А сарай, как типологический объект, он, конечно, может служить таким прообразом правильной архитектуры. Когда стоит какой-то просто брус, нерасчленённый, без всяких украшений. Конечно, там есть много, чем можно вдохновляться. К этому примыкают такие полупромышленные объекты, которые на дорогах торчат, какие-то там малые предприятия по переработке камней, по измельчению, или что-то с зерном там делают. Вот они сделаны на уровне отсутствия всякой архитектурной нарочитости, они просто слеплены там как инженерные необходимые объемы друг к другу, двигатели какие-то, транспортеры, емкости... так вот они там как-то взаимодействуют и наворачиваются.
Для меня подобные заброшенные объекты «протокультуры» русской провинции являются предками успешных западных построек. Потому что, если мы оглянемся на эти примитивные постройки, у них вдруг окажется та простота, та концентрированность, о которых можно только мечтать.
Хотя об том уже говорилась в предварительных текстах, повторюсь: «протоархитектура - это то, рядом с чем не чувствуешь свою неполноценность». Вот рядом с чем не чувствуешь свою неполноценность? С детьми, с какими-то элементарностями. Как только перед тобой Мона Лиза, ты уже бледнеешь, на колени встаешь, начинаешь думать, что бы это означало, чего хотел сказать художник, и начинается… И вот, к сожалению, эта идиотская увлеченность обязательно показать свой высокий интеллектуальный уровень, она вообще захлестывает. Вместо того, чтобы стремиться к созданию естественных, простых, близких и добрых вещей, объектов и архитектурных комплексов, вместо этого чего-то все время выдумывают.
Протоархитектура это то рядом с чем не чувствуешь свою неполноценность, а понимаешь, как много предстоит еще понять.
Встреча с простым рождает больше стремлений, что-то еще узнать и увидеть.
Протоархитектура не слишком отличается от земли, на которой стоит. В этом смысле сараи деревянные, они такие же серые, как и земля. И, кстати, так же быстро к ней возвращаются. Вот когда там что-то ненужно, брошено, в эти 90-ые годы сельское хозяйство вообще заброшено было. И вот стоят огромные сооружения. И мы каждый год смотрим, ага, крыша начинает проваливаться. Ого, полностью провалилась. Потом смотрим, осталась только одна стена. И уже через 5 лет этой вещи нет. Это же замечательно, экологично. И она является частью этой земли и возвращается к ней. А протоархитектор - это тот, кто почти не оставляет следов, анонимен, неизвестен. Ну, это, конечно в пределе. Каждый из нас хочет, чтобы его фамилия там где-то мелькала. Но стремиться надо к тому, чтобы сделать такое, что будет восприниматься, как народная архитектура. Ну, как о песнях говорят, что она народная, а оказывается, у неё автор есть часто, но воспринимается, как то, что рождено само собой. Вот и архитектура должны быть такой, а не авторской, чтобы не это Иванов, а это Скуратов.
К сожалению, сегодня мы просто погрязли в этом стремлении быть артистичными, интересными, неожиданными.
А я считаю, что искусство - это поиски истины. И все. Это не демонстрация своего умения, ремесленничества, ловкости и так далее. Это попытки с его помощью установить прямые контакты с какими-то абсолютными вещами. Истина - одна из них.
Протоархитектор решает те задачи, которые необходимы. Забор надо поставить? Ставит. Надо жилой дом сделать, делает. Забыть о том, что это повод себя показать. Просто надо сменить ориентиры и сделать то, что необходимо. А если еще точнее, то надо заниматься исправлением неточностей, убиранием лишнего, очищением от мусора и доведением до внятности.
Для меня цель конкурса заключалась в попытке показать, что нужно просто быть профессионалом, тактичным, чувствующим, слышащим и забывающим о себе.