Чудотворные иконы Богородицы. Одигитрия Смоленская

Feb 11, 2021 20:15

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.
После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха - полководца, писателя и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской - по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. В 1239 году татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.



В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список, «мера в меру».
28 июля (по другим сведениям - 18 января 1456 года) при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. Точный список оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесён 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы - 28 июля (10 августа по новому стилю).
В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Во время Отечественной войны 1812 г. Ириней Фальковский вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск.
Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года.
Список иконы 1456 года был вывезен игуменьей монастыря Мефодией вместе с ризницей 31 августа в Вологду.

Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Судьба первообраза Смоленской неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Иконография
Икона относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего.
Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы - темно-коричневого цвета, нижние - темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы - это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Списки:
Серед. XV в. ЦМиАР. Инв. КП 604




Нач. XVI в.
Устюжский музей. Инв. 1162
Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора в Устюжне.

1   2   3   4   5
6                 7
8                 9
10               11
12               13
14 15 16 17 18

1. Принесение даров;
2. Отвержение даров;
3. Удаление Иоакима и Анны;
4. Благовестие Анне в саду;
5. Благовестие Иоакиму в пустыне;
6. Рождество Богоматери;
7. Ласкание Богоматери;
8. Принесение Богоматери во храм;
9. Чудо о спасении отрочати;
10. Богоматерь Боголюбская;
11. Введение во храм;
12. Прощание с женами Иерусалимскими;
13. "Смертное" благовещение;
14. "Смертное" благовещение в саду;
15. Обручение Богоматери;
16. Отступание Богоматери;
17. Пир первосвященников;
18. Зачатие Богоматери


Первая половина XVI в. Череповецкий краеведческий музей. Инв. 508/1
Происходит из Покровской Долгополовской церкви Череповецкого р-на Вологодской области.


Перв. полов. XVI в. ВУИАХМЗ. Инв. 8697/1-102


Вторая половина XVI века (1565 год ?). ГРМ, Инв. ДРЖ 1224
Подбор святых сделан, вероятно, по принципу деисусного чина.
В центре его на верхнем поле изображен Иоанн Предтеча, по сторонам от него архангелы, апостолы, святые отцы, в том числе Никола, Илья Пророк, митрополиты московские Петр и Алексий, русские чудотворцы Леонтий Ростовский и Сергий Радонежский, святые мученики Георгий и Дмитрий, Стефан, Никита, Козьма и Дамиан, Анастасия и Параскева.
В нижнем ряду изображен местночтимый новгородский святой юродивый Никола Кочанов, живший в XIV веки.
До революции икона находилась у Д.И.Силина, купившего ее в Москве, затем в собрании Российского исторического музея.
Пост. в 1939 году из Гос. музейного фонда.


1570-е гг. СМ. Инв. 350-ж
Из Благовещенского собора в Сольвычегодске.


До 1577 г. Пермская государственная художественная галерея Инв. И-42
Из церкви Похвалы Богоматери с. Орла Усольского района. Поставление Григория Иоанникиевича Строганова.


Конец XVI в. ГТГ Инв. 19771
Торжок. Из Покровской Единоверческой церкви в Торжке.


До 1616 г. Семен Хромой. Пермская государственная художественная галерея Инв. 50.
Из церкви Похвалы Богоматери с. Орла Усольского района. Поставление Никиты Григорьевича Строганова.


Первая треть XVII в. Московский Кремль. № 2053, Ж- 999.
Из Чудова монастыря.


XVII в. Государственный музей палехского искусства. Инв. 125


1703 год. МиАР Инв. КП 207
Москва. Мастерские Оружейной палаты. Тихон Филатьев.
Из Михайловского собора города Бронницы.


1718 г. Мастер - Степан Соколов. ВУИАХМЗ. Инв. 17586
Из местного ряда иконостаса Воскресенского придела церкви Вознесения в Великом Устюге.


Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.
Смоленская "Одигитрия" считается покровительницей путешественников, которые просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед.
Также ей молятся все страждущие, просят защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов.
На протяжении всей истории христиане просили помощи у Смоленской Божьей Матери во времена тяжких массовых эпидемий.

Молитва
О Пречудная и Превысшая всех тварей Царице Богородице,
Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати,
Пречистая Одигитрие Марие!
Услыши нас грешных и недостойных
в час сей молящихся
и припадающих к Твоему Пречистому Образу
со слезами и умиленно глаголющих:
изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая,
избави нас от всякия скорби и печали,
огради от всякия напасти и злыя клеветы,
и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о Благодатная Мати наша,
от всякаго зла сохранити люди Твоя
и всяким благодеянием снабдити и спасти;
разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях,
и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы.
Умоли, Госпоже Пресвятая,
Сына Твоего Христа Бога нашего,
да удостоит нас Царствия Небеснаго;
сего ради всегда славим Тя,
яко Виновницу спасения нашего,
и превозносим святое и великолепное имя
Отца и Сына и Святаго Духа,
в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков.
Аминь.

Небесные заступники

Previous post Next post
Up