Псково-Покровская икона Божией Матери

Oct 14, 2020 18:49

26 ав­гу­ста 1581 го­да го­род Псков об­сту­пи­ли пол­чи­ща поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия.
Псков­ский вла­ды­ка неза­дол­го до это­го от­пра­вил по­соль­ство в Пе­чер­ский мо­на­стырь к игу­ме­ну этой оби­те­ли Ти­хо­ну, про­ся по­след­не­го прий­ти в Псков с чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми Бо­го­ма­те­ри Успе­ния и «Уми­ле­ния». Свя­ти­тель, ви­дя смя­те­ние пско­ви­чей, воз­ло­жил все упо­ва­ние на за­ступ­ле­ние Небес­ной Вла­ды­чи­цы, и его бла­го­че­сти­вые ча­я­ния оправ­да­лись.
На­сту­пи­ло 27 ав­гу­ста. Оста­ва­лось несколь­ко дней до ре­ши­тель­но­го при­сту­па Ба­то­рия к Пско­ву. В это вре­мя в се­нях сво­ей ке­льи си­дел один бла­го­че­сти­вый ста­рец До­ро­фей, за­ни­мав­ший­ся куз­неч­ным ре­меслом. Неве­се­лые ду­мы об­сту­пи­ли убе­лен­но­го се­ди­на­ми стар­ца. Горь­ко се­то­вал он о несча­стьях род­но­го го­ро­да. Но вот пе­ред скор­бя­щим До­ро­фе­ем пред­ста­ло див­ное ви­де­ние.



В лу­чах необык­но­вен­но­го све­та он узрел Бо­го­ма­терь. Вла­ды­чи­ца ше­ство­ва­ла по воз­ду­ху, под­дер­жи­ва­е­мая за обе ру­ки пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем Пе­чер­ским и игу­ме­ном Пе­чер­ской же оби­те­ли близ Пско­ва Кор­ни­ли­ем. Удив­лен­ный До­ро­фей уви­дел за­тем, как Небес­ная Вла­ды­чи­ца, ми­но­вав го­род­скую сте­ну, во­шла вме­сте с пре­по­доб­ны­ми в По­кров­скую цер­ковь. За­тем по вы­хо­де из хра­ма Она оста­но­ви­лась на го­род­ской стене и спро­си­ла:
- Где Ми­рож­ский стро­и­тель Ни­фонт, епи­скоп Нов­го­род­ский?
И вне­зап­но пе­ред Ней пред­стал свя­ти­тель сей и с глу­бо­кой скор­бью ска­зал:
- О, Пре­свя­тая Вла­ды­чи­це! В мо­ем мо­на­сты­ре в это ле­то не бы­ло ли­тур­гии.
На эти сло­ва Бо­го­ма­терь от­ве­ча­ла:
- Сы­ну Мо­е­му и Бо­гу так угод­но бы­ло. Вслед за этим Она гром­ким го­ло­сом воз­зва­ла:
- Где из­бран­ни­ки Бо­жии, ле­жа­щие в церк­ви св. Тро­и­цы?
И тот­час пе­ред Ней пред­ста­ли бла­го­вер­ные кня­зья зем­ли Рус­ской: рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир, ки­ев­ский князь Ва­си­лий и псков­ские пра­ви­те­ли Гав­ри­ил и Ти­мо­фей. По­за­ди них До­ро­фей усмот­рел бла­жен­но­го Ни­ко­лая Псков­ско­го и пре­по­доб­ных Ев­фро­си­на с Сав­вой. Все они с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем пре­кло­ни­лись пе­ред Бо­го­ро­ди­цей, а Она в гне­ве об­ра­ти­ла Свои взо­ры на го­род и ска­за­ла:
- О, лю­ди без­за­кон­ные! Вы про­гне­ва­ли Сы­на Мо­е­го, Гос­по­да и Бо­га, и осквер­ни­ли град сей сквер­ны­ми де­ла­ми. И вот те­перь при­шла на вас ту­ча и бе­да ве­ли­кая за то, что вы Сы­на Мо­е­го и Ме­ня не по­зна­ли.
Услы­шав эти сло­ва Бо­го­ма­те­ри, сто­яв­шие око­ло Нее пре­по­доб­ные с ве­ли­ким воп­лем воз­зва­ли к Ней:
- Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! Есть грех на лю­дях и без­за­ко­ние. Но не про­гне­вай­ся на них и по­мо­лись Сы­ну Тво­е­му и Бо­гу на­ше­му за град сей и за лю­дей со­гре­шив­ших.
С та­ким же мо­ле­ни­ем об­ра­ти­лись к Бо­го­ма­те­ри и быв­шие око­ло Нее кня­зья. То­гда Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца уми­ло­сер­ди­лась над несчаст­ным го­ро­дом. Она по­зва­ла к се­бе стар­ца, со­зер­цав­ше­го ви­де­ние, и ко­гда До­ро­фей, как бы под­хва­чен­ный вих­рем, уви­дел се­бя сто­я­щим око­ло Бо­го­ро­ди­цы, Она ска­за­ла ему:
- Ста­рец! Иди немед­лен­но к бо­го­лю­би­вым во­е­во­дам, к пе­чер­ско­му игу­ме­ну и в со­бор Пре­свя­тыя Тро­и­цы и воз­ве­сти, чтобы при­леж­но и непре­стан­но мо­ли­ли Гос­по­да Бо­га и при­нес­ли Пе­чер­ский об­раз с хо­руг­вя­ми на сте­ну го­ро­да, на то ме­сто, где стою Я. Пусть по­ста­вят здесь од­ну пуш­ку, а дру­гую вни­зу, и стре­ля­ют из них по ко­ролев­ским шатрам и вле­во за ко­ролев­ские шат­ры.
При этом Бо­го­ма­терь ука­за­ла ру­кой на озна­чен­ные ме­ста и, по­велев До­ро­фею вну­шить граж­да­нам плач о гре­хах, в уте­ше­ние ска­за­ла:
- А Я бу­ду мо­лить­ся Сы­ну Мо­е­му и Бо­гу о про­ще­нии ва­ших гре­хов.
До­ро­фей ис­пол­нил по­ве­ле­ние Вла­ды­чи­цы, и игу­мен Пе­чер­ский вме­сте с граж­да­на­ми на­чал еже­днев­но со­вер­шать крест­ные хо­ды на го­род­скую сте­ну.
Меж­ду тем при­бли­жал­ся день при­сту­па вра­гов к го­ро­ду. 7 сен­тяб­ря от силь­ной паль­бы по го­ро­ду в стене его об­ра­зо­вал­ся боль­шой про­лом, око­ло ко­то­ро­го за­го­ре­лась же­сто­кая бит­ва. Вра­ги за­вла­де­ли уже дву­мя баш­ня­ми, на ко­то­рых и во­дру­зи­ли свои зна­ме­на. За­щит­ник Пско­ва Шуй­ский был в этой схват­ке ра­нен, и граж­дане на­ча­ли ви­ди­мо осла­бе­вать. В эту ро­ко­вую ми­ну­ту по при­ка­зу во­е­вод к про­ло­му при­не­се­ны бы­ли мо­щи псков­ско­го кня­зя св. Гав­ри­и­ла с чу­до­твор­ны­ми об­ра­за­ми, и про­изо­шло неслы­хан­ное чу­до. Ко­гда св. мо­щи и ико­ны бы­ли под­ня­ты из со­бо­ра, то впе­ре­ди них к про­ло­му при­е­ха­ли на ко­нях три дав­но уже умер­ших мо­на­ха: ке­ларь Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­ний Хво­стов, каз­на­чей Иона На­у­мов и игу­мен Мар­ти­рий. Ро­дом они бы­ли бо­яре и в ми­ре слы­ли за храб­рых во­и­нов. При­бли­зив­шись к осла­бе­ва­ю­щим и па­да­ю­щим ду­хом граж­да­нам, они гром­ким го­ло­сом вос­клик­ну­ли:
- Не бой­тесь, бра­тие! Ста­нем креп­ко, устре­мим­ся на ли­тов­скую си­лу вме­сте: к нам гря­дет Бо­го­ро­ди­ца со Сво­им за­ступ­ле­ни­ем и с по­мо­щью всех свя­тых.
Это неожи­дан­ное обод­ре­ние окры­ли­ло упав­ших ду­хом во­и­нов и во­е­вод. Все граж­дане с ра­до­стью вос­кли­ца­ли:
- Бо­го­ро­ди­ца к нам гря­дет, о дру­зи! Умрем вме­сте за Хри­сто­ву ве­ру и за пра­во­слав­но­го ца­ря и не пре­да­дим го­ро­да Пско­ва.
По­ка­за­лось цер­ков­ное ше­ствие. Зре­ли­ще крест­но­го хо­да во­оду­ше­ви­ло осла­бев­ших во­и­нов, и все они друж­но устре­ми­лись на вра­гов, вос­кли­цая:
- Не пре­да­дим Бо­го­ма­те­ри и св. Все­во­ло­да. До са­мой но­чи про­дол­жа­лась упор­ная се­ча, и ля­хи про­гна­ны бы­ли от го­род­ских стен.
В бла­го­дар­ность Пре­чи­стой Де­ве то­гда же ре­ше­но бы­ло со­ору­дить храм во имя Ее Рож­де­ства. Цер­ковь бы­ла по­стро­е­на близ По­кров­ской церк­ви, у ме­ста про­ло­ма. Впо­след­ствии в По­кров­скую цер­ковь на­пи­сан был об­раз Бо­го­ма­те­ри.
Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на на иконе вме­сте с пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и Кор­ни­ли­ем и окру­же­на бла­го­вер­ны­ми кня­зья­ми: ки­ев­ским Вла­ди­ми­ром и псков­ски­ми Ти­мо­фе­ем и Гав­ри­и­лом и псков­ским юро­ди­вым Ни­ко­ла­ем. Об­раз этот про­сла­вил­ся мно­ги­ми див­ны­ми зна­ме­ни­я­ми за­ступ­ле­ния Небес­ной Вла­ды­чи­цы. По име­ни церк­ви, в ко­то­рой он был по­став­лен, об­раз на­зван Пско­во-По­кров­ским. Эта ико­на из­вест­на еще под на­зва­ни­ем «Яв­ле­ние Бо­го­ма­те­ри стар­цу До­ро­фею»

.


Сложна и обособленна ее иконография, ей нет аналогов. Композиция иконы заключает в себе самое раннее изображение Пскова - бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города.

В годы войны немецкие оккупанты вывезли икону в Германию. В течение десятков лет после окончания войны псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы. В Пскове считали, что она погибла во время войны. А украденная икона в это время находилась в частной коллекции одной немецкой семьи.
В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка "Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert", на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием "Pskov (Pleskau) und seine Umgebung" (Псков Плескау и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: "перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова". Немцы ошибочно называли икону "Псково-Печерской". Однако икона никогда не имела никакого отношения к Печерскому монастырю (находящемуся в 70 км от Пскова), она никогда не находилась ни в каком другом храме, кроме того, для которого была написана - Покрова Богородицы от Пролома, а после закрытия храма была передана в Псковский музей и никогда до 1944г. не покидала Псков.
Это была "Богородица Псково-Покровская".
Известный московский художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору каталога Хайнцу Скробухе (Heinz Skrobucha). Начались предварительные переговоры, коллекционер был, кажется, согласен на обмен, о чем Ямщиков проинформировал псковские власти, но обмен тогда не состоялся (что-то не сложилось на местном уровне).
С 1970 г. местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале 1990-х гг. Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941 - 44 гг. оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона "Богородица Псково-Покровская".
Во время визита президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году власти этой страны передали ему икону "Богородица Псково-Покровская", украденную из Псковского Государственного музея во время оккупации Пскова в 1941-1944 гг.
Президент дал обещание, что икона будет передана церкви и возвратится на родную землю, в Псков.
31 августа 2000 г. русская икона 16 века "Покрова Пресвятой Богородицы" была передана патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ Эрнстом Йорком фон Штудницем.
"Богородица Псково-Покровская" снова заняла свое место в главном храме Псковской области - Троицком соборе.
См.: https://informpskov.ru/news/128.html
http://pravicon.com/icon-277

Русская история, Небесные заступники

Previous post Next post
Up