с надеждой, а чаще с тревогой, всматриваемся в будущее, пытаясь понять, хоть чуть-чуть угадать, что год грядущий нам готовит.
Тревожиться есть от чего.
Год 2019-й был тяжёлым для Церкви и для нашего Отечества.
В мире происходят события, не предвещающие ничего хорошего. Особенно - дерзкое и даже наглое убийство американцами иранского генерала К.Сулеймани, произошедшее на днях.
1. Минувший год прошёл под знаком раскола мирового Православия. Для Церкви Христовой назревают события, по масштабу сопоставимые с Великой Схизмой XI века.
Мы дружно и справедливо осуждаем действия Константинополя и поддержавших его Александрии и Эллады, узаконивших украинский раскол и нарушивших очевидные канонические правила. Осуждаем «ересь восточного папизма» и иные отступления от веры патриарха Варфоломея и других глав Поместных Церквей, служащих с католиками, вводящих второбрачие духовенства и т.д.
Но происходящая на повышенных тонах полемика постепенно явно заводит ситуацию в тупик, сужается пространство для договорённостей и компромисса. В самом деле, а каким может быть выход из создавшегося кризиса? Хорошо, если бы была возможность осудить лично патриархов Варфоломея и Феодора и архиепископа Иеронима, добиться их низложения и избрания тех Первоиерархов, которые будут свято блюсти догматы и каноны. Но такой возможности нет. Их поддерживают архиереи и духовенство их Церквей. Ликвидировать наличные Константинопольскую, Александрийскую и Элладскую Церкви, разумеется, тоже не представляется возможным.
Выхода остаётся только два: либо договориться, либо «заморозить» раскол до лучших времён.
Если договариваться, то на каких условиях? На какие уступки мы можем пойти грекам, чтобы возникло пространство для переговоров? Тяжёлый вопрос. Помимо того, что после сказанного в адрес друг друга (когда, к примеру, митрополит Илларион (Алфеев) обвинил патриарха Варфоломея в получении взяток) и разговаривать то сложно, где уж тут определить предел уступок, которые от нас требуются.
Приемлем ли для Украины «эстонский вариант»? Маловероятно. Ведь тогда нужно и нам признать легитимность раскольников, снимать анафему с Филарета без его покаяния, принять самосвятов из УАПЦ, признать каноничность Сергея Думенко, который ни дня не был в канонической Церкви, согласиться с законностью захвата храмов. И согласиться, что на Украине есть две законные Православные Церкви...
А если этот вариант неприемлем, то на какие нам уступки нам нужно пойти патриарху Варфоломею, чтобы он отказался от ПЦУ? Так поставленный вопрос может быть ещё более опасным, ведь тут, как минимум, речь пойдёт о признании решений Критского собора и фактической легализации «ереси восточного папизма».
Словом, приемлемых условий для договорённостей с Константинополем сегодня пока не просматривается.
Остаётся «заморозка» конфликта, выработка своего рода «формулы Штайнмайера для Церкви»? Но и тут много неясного. Нет уверенности, что дело ограничится признанием украинских раскольников только тремя Церквами. Наши позиции в православном мире сегодня весьма слабы. Наше внешнецерковное ведомство десятилетиями занималось всё больше контактами с Ватиканом и протестантами из Всемирного совета церквей, а не с Православными Церквами. Конечно, надо срочно менять приоритеты, но времени-то особо нет.
И главное - тут никак не обойтись без помощи государства. В последнее время появились слухи, что церковными делами будет заниматься помощник Президента Владислав Сурков, видимо, с этим и связано появление публичном пространстве этого слогана «формула Штайнмайера для Церкви». Заморозить раскол мирового Православия без помощи государства не удастся, поскольку тут возможностей церковной дипломатии явно недостаточно.
Но самый главный вопрос: как нам, Русской Православной Церкви, жить в этих новых условиях? Если мы провозглашаем себя сторонниками соблюдения канонов, хранителями чистоты Православия, отстаиваем церковные традиции и претендуем на статус если не Третьего Рима (об этом даже некоторые представители священноначалия боятся говорить, а уж представители светской власти и подавно), то хотя бы главной страны православного мира, то нам нужно быть убедительными в этой роли в глазах всего мира. Если мы осуждаем патриарха Варфоломея за отступничество и модернизм, то нам самим нужно твёрдо придерживаться Святоотеческого Православия и изгонять модернизм и необновленчество из богослужебной практики.
Пока что мы стоим врастопырку. Осуждаем патриарха Варфоломея за отступления от Православия, а сами продолжаем шашни с Ватиканом. Не принимаем решений Критского собора за их неприемлемый модернизм, но в отношении своих собственных неообновленцев руководствуемся принципом чрезмерной икономии. Кто же нам будет доверять в таких условиях? Кто будет серьёзно относиться к нашим заявлениям и обещаниям? Да и долго стоять врастопырку не получится...
Главные тревоги, связанные с расколом Мирового Православия, конечно, происходят из-за того, что есть опасность, что эта ситуация будет использована Ватиканом и нашими отечественными филокатоликами для соединения с Римо-католической церковью. Ватикан уже пытается выступать в роли посредника в конфликте Константинополя и Москвы. Типа, давайте заодно преодолеем все расколы в христианском мире и объединимся перед лицом наступления секулярного мира. Такие разговоры уже звучат, пока вполголоса, но при выгодном изменении конъюнктуры могут зазвучать и громче. Технологию «окон Овертона» в церковные дела уже давно пытаются внедрить. Мы ведь помним православно-католические собеседования на тему статуса Рима в первом тысячелетии христианства. Мол, давайте забудем нарушения догматов Римом, папизм, крестовые походы против православных, униатство, прозелитизм и пообсуждаем вместе - а каким был статус Римской Церкви в первом тысячелетии. Будто отступивший от Православия Ватикан имеет какое-то отношение к святым Римским Папам - мученикам и исповедникам, хранителям благочестия и чистоты православного вероучения!
2. Минувший год был тревожным и для политической ситуации в стране.
Явное возвращение в активную политическую жизнь представителей «ельцинской семьи», т.е. людей не просто либерального образа мысли, но и тесно связанных с мировыми глобалистскими структурами, дал повод к тревожным разговорам об угрозе либерального реванша. Одновременно начали публиковаться «утечки» о том, что за летними протестами молодёжи в Москве и вообще за проектом «Навальный» стоят именно «семейные», которые ставят целью в 2024 году не допустить ошибки, совершённые в 2012-м, когда Путин вернулся к власти.
На фоне выросшего недовольства властью в связи с продавленным либералами в правительстве повышением пенсионного возраста, ростом числа бедных и одновременно количества сверхбогатых, все эти политические манёвры вызывают справедливые тревоги и опасения.
В конце года бурно обсуждался законопроект «о семейно-бытовом насилии», который продавливает феминистское лобби. Эта ситуация еще раз выявила изъяны нашей конституции, вбитые в неё тогдашними советниками власти из-за океана. Когда у нас запрещена государственная идеология, что позволяет через СМИ и культуру насаждать чуждые русской цивилизации идеалы и ценности другой враждебной нам цивилизации - ценности эгоизма и наживы. Когда у нас провозглашается приоритет так называемого международного права (читай: права англосаконского) над национальным, благодаря чему и внедряются такие законопроекты как разрушающий семью закон о «семейно-бытовом насилии».
Словом, и в политической жизни, одна тревога сменяет другую.
3. Напряжённая ситуация в мире достигла апогея в первые дни 2020 года, когда американцами был совершён настоящий акт государственного терроризма. В ночь на 3 января в районе аэропорта Багдада ракетным ударом США были убиты командующий спецслужбы «Аль-Кудс» иранского Корпуса Стражей Исламской революции генерал-лейтенант Касем Сулеймани и заместитель главы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандис. Все заговорили о возможности начала большой войны на Ближнем и Среднем Востоке с участием США. И даже о возможности участия России в войне, поскольку Иран - один из наших союзников, а в Сирии находятся наши военные базы.
В декабре минувшего года православные были возбуждены пророчествами почившего старца Ефрема Аризонского. Диакон Николай из Кемерова рассказал в своём видеообращении, что в октябре он услышал от одного греческого монаха на Афоне рассказ о трёх пророчествах старца Ефрема: расколется Афон, он умрёт до нового года и через два месяца после его смерти будет большая война. 7 декабря, как известно, старец Ефрем (Мораитис) почил. А Афон фактически расколот по отношению к легализации украинского раскола, хотя сохраняет формальное единство. А почти через месяц американцы дерзко убили очень популярного иранского генерала. Иран вынужден будет ответить, поскольку генерал Сулеймани был невероятно популярным в своей стране и во всём шиитском (и даже мусульманском) мире. Если иранское руководство не даст ответ американцам, пошатнётся его авторитет в стране. Иран уже пообещал, что отомстит американцам...
Конечно, не все пророчества сбываются. Мы это знаем. Некоторые пророчества даются нам для внутренней мобилизации, для напоминания о том, как опасно мы ходим. Были недавно пророчества старца Ионы Одесского. Некоторые сбылись, некоторые не сбылись.
И в случае со старцем Ефремом нужно трезвомыслие. Тем паче, что тот же диакон Николай рассказал о письме монаха из афонской обители Филофей, где подвизался старец Ефрем и с насельниками которой он поддерживал тесные отношения. Монах этот написал, что в монастыре Филофей ничего не известно об этих пророчествах старца.
Возможно, это пророчество Старца - призыв к осторожности и внимательности, к духовной бдительности. Как предупреждал и верующих ефессян Апостол Павел: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5: 15).
Словом, тревоги в стране и в мире нарастают. Мы видим вокруг проявления тревоги, даже среди православных. Порой это приобретает нездоровые формы предсказаний, когда придёт Антихрист и кем он будет. Конечно, человеческая природа такова, что мы всё-таки пытаемся заглянуть за горизонт, пытаемся разгадать какие-то знаки и символы.
Однако нам нужно всеми силами стараться хранить трезвость. К этому призывает нас и Господь: «Блюдите, да никтоже вас прельстит» (Мф. 24: 4). Нам надо чаще перечитывать 24 главу Евангелия от Матфея или 13 главу Евангелия от Марка. Они учат бдительности, но и трезвости.
А ценность добродетели трезвомыслия сегодня возрастает невероятно. Мы видим, как даже священнослужители, испытывая дефицит трезвомыслия, уходят в раскол, уводя за собою паству. Сколько мы наблюдали таких случаев после встречи Патриарха Кирилла с Римским папой Франциском?!
Но грядёт великий праздник Рождества Христова! И в преддверии праздника все тревоги, даст Бог, нас оставят, ибо мы понимаем и наглядно видим, что Господь с нами! А если с нами Бог, то кто против нас?! Господь воплощается в мир, приходит спасения нашего ради! И все тревоги должны отступить, забыться. Остаются только надежды.
Анатолий Степанов,
http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/formula_shtainmaiera_dlya_cerkvi_i_poveyavshee_apokalipsisom_ubiistvo_generala_suleimani