(Γαλακτοτροφούσα «Галактотрофуса»), Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса.
Культ Богородицы «Млекопитательницы», пожалуй, самый старый из культов Пресвятой Девы в христианстве. Фреска в римских катакомбах Присциллы (вторая половина II века) - древнейшее изображение с этим сюжетом и одновременно древнейшее известное на сегодня изображение Девы Марии.
Особенно развился культ Богородицы «Млекопитательницы» в Египте, где существовала и сейчас существует Коптская церковь. Фреска Богоматери, кормящей маленького Иисуса молоком из груди, сохранилась на уцелевших стенах коптского монастыря Святого Иеремии в Саккаре (V-X века). Она датирована V-VII веками - по крайней мере, появилась до арабского завоевания Египта (640-641). Другая фреска примерно того же периода - на руинах монастыря преподобного Аполлония Египетского (или Фиваидского) в Бауити (IV-XI века).
Как считает Никодим Кондаков, именно коптские изображения стали источником заимствований мотива Богородицы «Млекопитательницы» на Западе. Главным образом - через южные Францию и Италию в эпоху Каролингов.
ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ
Результатом такого заимствования можно считать изображение «Млекопитательницы» на троне в окружении двух фигур, вырезанное на обложке из слоновой кости известного Евангелия из Меца, датированного IX в.
Культ Богородицы «Млекопитательницы» был распространен в Италии. В первой половине 1370-х годов мастер раннего Возрождения Барнаба да Модена создал икону Богородицы «Млекопитательницы»
Икона находится в Лувре.
Именно с неё широко заимствовалась манера изображать маленького Иисуса, держащего рукой свою ножку.
Но наиболее известным в мире изображением Девы Марии, кормящей грудью младенца Иисуса, является картина «Мадонна Литта» великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452-1519). В 1490-1491 годах он написал её для мэрии Милана. Икона находится в Эрмитаже.
Весьма почитаемый католиками образ «Млекопитательницы» находится в Вифлееме, недалеко от храма Рождества Христова в так называемом Молочном Гроте.
Но самый почитаемый на Ближнем Востоке образ «Млекопитательницы» можно увидеть в православном греческом монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Под монастырем сохранилась пещера, где, по преданию, Святое семейство укрывалось от бури во время своего бегства в Египет. В этой пещере устроен небольшой храм, а на его стене русскими иконописцами с Афона был изображен в XIX веке удивительной красоты образ Богородицы «Млекопитательницы».
Фреска XIX в. Стена пещерного храма монастыря преподобного Герасима Иорданского под Иерихоном:
ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ
Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он, - Савва.
Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась. Монахи обители расценили это как знак исполнения пророчества и торжественно передали в дар будущему первому архиепископу Сербской Православной Церкви не только чудотворную «Млекопитательницу», но и икону Божией Матери «Троеручица», которую в VIII веке привез в обитель святой Иоанн Дамаскин. Обе иконы и игуменский жезл святитель Савва перевез на Святую Гору Афон, в основанный его отцом сербский монастырь в честь Пресвятой Богородицы, именуемый Хиландар. День обретения иконы монастырем стал днем празднования образа «Млекопитательницы» - 12/25 января.
Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келия в центре Афона - Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля келии избирал и поставлял хилендарский игумен.
Перед этой святой иконой сам Савва подолгу молился и написал свой знаменитый Типик - особый монастырский устав, по названию которого его келья, а за ней и историческая икона «Млекопитательницы» стала называться Хиландарской Типикарницей. Согласно его Типику, монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.
В церкви при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница». Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы.
Сохраняемая ныне в келии святого Саввы икона "Млекопитательницы-Типикарницы" считается произведением конца XVII века. Этот образ, в свою очередь, послужил образцом для списка 1784 года, написанной монахом Макарием из Галатиссы. Этот же монах расписал и новую церковь в испостнице Хиландара в 1790-х годах. Тогда же он, вероятно, и поновил саму чудотворную икону "Млекопитательницы" с тем, приблизив к новой стилистике своего иконостаса. Поновление иконы делалось и в XIX веке. В ходе обновлений XVIII-XIX веков были переписаны лики Божией Матери и Богомладенца, а также фигуры ангелов; фон был записан темно-синей краской с золотыми греческими надписями; мафорий Богоматери - украшен растительным орнаментом синего цвета.
В 2002-2004 годах Греческое управление охраны памятников и Сербский Византийский институт совместно с Российской академией художеств организовали несколько экспедиций по описанию и реставрации древностей монастыря Хиландар. В это время при участие русских специалистов икона "Млекопитательница" была отреставрирована и частично раскрыта от более поздних наслоений.
Так выглядит икона после реставрации начала XXI века:
История реставрации этой иконы:
http://repin-book.ru/bobrov-restavracia-icon-afon.html В Афонском Ильинском скиту, в кириаконе, есть икона, выполненная не позднее середины XIX в.:
ИКОНОГРАФИЯ
Иногда Богородица изображается в короне и с ангелами.
Мафорий может быть синим или зелёным - как символ земного происхождения Богородицы.
Позади Девы Марии могут быть солнце и луна.
На отдельных списках иконы "Млекопитательница" могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: "Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!"
Прославившийся чудесами образ из Афонского Ильинского скита и все его списки характерны наличием небольших изображений святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи в нижних углах иконы.
Нередко на иконах с этим сюжетом маленький Иисус держит ручкой свою ножку.
СПИСКИ ИКОНЫ
На русскую землю список иконы «Галактотрофусы» был впервые привезен в 1392 году из итальянского города Бари, где он находился при гробе с мощами святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Образ был торжественно поставлен в Благовещенском соборе Московского Кремля напротив царского места и был благозвучно наименован «Блаженное чрево», по евангельскому возгласу одной женщины из народа, обращенному ко Господу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», которое читается за богослужениями на Богородичные праздники. Иначе эта икона иногда называлась Бариевская по месту своего происхождения.
В безбожное советское время икона исчезла.
Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск (ныне деревня Раубичи) в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов и спасала от различных бед и недугов. Рассказывают, что однажды она была тайно унесена из храма, но вскоре опять оказалась на прежнем месте, а похититель понес строгое наказание.
Во время советских антирелигиозных гонений Успенский храм был закрыт, а Крестогорская икона исчезла.
Очередная волна появления в нашем отечестве новых списков с иконы «Млекопитательницы» связана с русским Афонским скитом в честь святого пророка Илии, основанным в XVII веке будущим просветителем Молдавии преподобным Паисием Величковским. Сведений о том, как и когда появился здесь миниатюрный чудотворный образ «Млекопитательницы», написанный в стиле барокко XVIII века, не сохранилось. По сюжету от своего Хиландарского прообраза икона отличается тем, что внизу имеет два овальных изображения святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ей другого афонского подвижника - Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика. В свою очередь Онисим благословил ей своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия, который отправился с ней в Россию в 1848 году для сбора пожертвований в пользу обители.
В Харькове от нее было явлено первое чудо - у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве. Были зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений от болезней по молитвам верующих перед этой иконой.
Удивительное чудо от Ильинского образа произошло тогда в Москве с благочестивым гражданином Василием Ивановичем Макарухиным (святым Варсанофием Щегловским), который имел большое прибыльное дело по изготовлению церковной утвари. Во время уединенной молитвы перед этим чудотворным образом, временно пребывавшем в храме Богоявления на Елоховом поле, он получил такое укрепление в вере, что решил употребить всё свое состояние на одно богоугодное дело - основать в России мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы». Освящение главного храма новой обители произошло 8 сентября 1864 года на окраине Тулы, в местечке Щеглово. Впоследствии основатель монастыря принял там схиму с именем Варсанофий и мирно отошел ко Господу в 1890 году.
В советское время монастырь был закрыт, разграблен и практически разрушен. Чтимая монастырская икона «Млекопитательницы», написанная на Афоне в 1859 году по заказу В.И. Макарухина, бесследно исчезла.
Сегодня Щегловский мужской монастырь вновь восстановлен краше прежнего и насчитывает несколько новых храмов, являясь единственным пока уделом иконы «Млекопитательницы» в России. А основатель монастыря ныне причислен к лику святых.
Ныне в возрождённом Щегловском монастыре особо почитаются два списка иконы Богородицы "Млекопитательницы".
Более старый малый образ в серебряной ризе, написанный при жизни основателя монастыря для монастырского храма Никандра Псковского, по сей день находится в Никандровском храме.
В соборе монастыря хранится более поздний список, сделанный с той иконы, что сейчас хранится в Елоховском соборе.
При поклонении этим чудотворным спискам были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока; матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты - о богоданных женихах. В Щегловском монастыре ведётся летопись этим чудотворениям.
Икона XX века из соборного храма Щегловского монастыря:
Сайт Тульского удела Млекопитательницы:
http://www.mlekopit.ru/history/history.php С Ильинским скитом Афона связывают происхождение чудотворных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе.
История появления этих списков связана с именами преп. Гавриила Афонского.
Московский чудотворный список находится в Елоховском соборе, в главном приделе.
Пресвятая Богородица изображена под венцом, который поддерживают коленопреклоненные ангелы; по бокам - предстоящие святитель Николай Чудотворец и пророк Иоанн Предтеча. Происхождение иконы отражено в надписи на ней следующего содержания:
«Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
Одесские чудотворные списки.
В 1894-1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.
Икона Успенского монастыря, привезённая святым Гавриилом Афонским:
В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница».
В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского.
Ныне этот список пребывает в соборе Ильинского монастыря в Одессе.
ДРУГИЕ СПИСКИ:
XVI в. Афон (?). Государственный исторический музей (Москва)
1750 г., частное собрание (Греция)
Вторая половина XVIII в. Кострома? Частное собрание
Втор. половина XVIII в. Частное собрание
на полях Ангел Хранитель и св. мученик Андрей Стратилат
XVIII в. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.
XVIII в. Частное собрание
Серед. XIX в. Самоков.
Болгария. София. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее.
1884 г. Москва, фирма П. Овчинникова. ГОсударственный исторический музей (Москва).
XIX в. Омский областной музей им. Врубеля
XIX в. Частное собрание.
XIX в. Частное собрание (Нидерланды)
XIX в. Ветка. Частное собрание
XIX в. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева.
XIX век. Частное собрание
Конец XIX в. Киев, музей Якубовских.
Конец XIX - нач. XX в. Украина, г. Радомышль, Музей украинской домашней иконы
Конец XIX - нач. XX в. Частное собрание
Икона "Млекопитательница" письма Григория Журавлёва. Написана в 1910 году. Самарская губерния. с. Утевка.
Икона в буквальном смысле нерукотворная, - ведь художник с рождения не имел рук. Рисовал, зажав кисть в зубах.
1917 г. Частное собрание
Фильм об иконе
"Млекопитательница", студия "Воскресение", февраль 2014
Click to view
К «Млекопитательнице» матери обращались с просьбой послать им побольше молока, а также когда ребенка пора было отлучать от груди.
Молились «Млекопитательнице» также за здоровье младенцев.
Икона помогает при бесплодии и различных женских болезнях.
МОЛИТВА
Приими, Госпоже Богородительнице,
слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих:
зрим Тя на святей иконе,
на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа:
аще и безболезненно родила еси Его,
обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши:
темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему
и умиленно сей лобызающе,
молим Тя, всемилостивая Владычице:
нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша,
милостивно пощади и сострадательно заступи,
младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави,
даруй им здравие и благомощие,
да и питаемии от силы в силу возрастати будут,
и питающия их исполнятся радостию и утешением,
яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою.
О Мати Сына Божия!
умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя:
постигающия нас болезни скоро исцели,
надлежащия на нас скорби и печали утоли,
и не презри слез и воздыханий рабов Твоих,
услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих,
и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших,
вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего,
да милостив будет ко грехом и немощем нашим
и прибавит милость Свою ведущим имя Его,
яко да и мы, и чада наша,
прославим Тя,
милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего,
во веки веков.
Аминь.