Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери

Sep 14, 2018 12:42

С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой:
Чернигово‑Елецкий, Чернигово‑Ильинский, Чернигово‑Гефсиманский.
Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Нестор‑летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговско‑Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.
В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля»
и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин».
В 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.


Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».

До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах Троице-Сергиевой лавры, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ. Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.
Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в ХVIII в. и является списком с Ильинской.



Она была пожерт­вована в Гефсиманский скит дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой. Отец ее служил в Архангельске, где из-за сурового климата заболел и скоропостижно скончался на пути в Москву. Александра Григорьевна вместе с матерью и двумя младшими сестрами остановилась близ Хотьковского монастыря. Там мать передала дочерей на попечение знакомой монахини, а сама отправилась в Москву, где сильно заболела и несколько месяцев не могла вернуться к родным. Александра Григорьевна с сестрами в то время проживали в доме священника Иоанна Алексеева, в комнате, где находилась большая писанная на полотне икона Божией Матери Черниговская Ильинская. Священнику этот образ достался от одного из монахов Троице-Сергиевой лавры.
Не получая вестей от матушки, старшая дочь Александра усердно молилась перед образом Богородицы. Вскоре мать вернулась совершенно здоровая, и дети увидели в этом чудесную помощь, почувствовали еще большее благоговение к иконе, и на следующий же по приезде день был отслужен благодарственный молебен Божией Матери. Когда семья собиралась в Москву, Александра Григорьевна попросила священника сделать копию иконы, на что он ответил, что передаст сам образ, как только Филипповы устроятся на новом месте. В сентябре 1826 года Александра Григорьевна как благословение от хотьковского священника Иоанна Алексеева приняла икону, которая тут же была наклеена на новую парусину и отреставрирована. Четверть века Александра Григорьевна хранила её у себя, а в 1852 году подарила её  в «пещерное отделение» Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году).


По совету наместника Лавры архимандрита Антония (†1 мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (†19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры.
По названию этой иконы скит стал именоваться Гефсиманский Черниговский.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Врачи не могли помочь ей, и больную, по ее просьбе, начали возить по святым местам. Это принесло небольшое облегчение страданий, но только по прибытии в Гефсиманский скит совершилось чудо исцеления. Когда ее, недвижимую, внесли в пещерный храм Архистратига Божия Михаила, Фекла, по ее признанию, ощутила некий страх, соединенный с радостью. Помогавшие ей поднесли больную к иконе Божией Матери, и тут Фекла громко сказала: «Отпустите меня». До той поры поддерживавшие ее крестьянки с удивлением увидели, как Фекла самостоятельно встала на ноги и тут же пала ниц перед иконой. После горячей молитвы крестьянка снова поднялась на ноги и уже самостоятельно, пусть и поддерживаемая спутницами, смогла подойти приложиться к иным святыням в церкви.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский, узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.
26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами. До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес.
В Гефсимании близ Троице‑Сергиевой лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950‑х.
Бывшее же «Пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру - Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение Василий Васильевич Розанов.
После закрытия Черниговского скита чудотворная была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), ‑ по ходатайству рабочих завода “Серп и молот”. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 г. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё. Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. После этого след иконы теряется. Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г., однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали»).

Два списка иконы находятся в Черниговском Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры:


Сайт Гефсиманского Черниговского скита (бывшее Пещерное отделение Гефсиманского скита): http://skit-chernigovsky.ru/ru/
адрес: Сергиев Посад, ул. Гефсиманские Пруды
Фильм о ските:

image Click to view



В Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы
в храме в честь Преподобного Сергия,
в монастырской трапезной
и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

ИКОНОГРАФИЯ:
По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте».
И Пречистая, и Младенец, восседающий на Ее левой руке, - в царских венцах.
Младенец Иисус благословляет всех верующих жестом своей руки. Священный список, находящийся в другой руке Иисуса, призывает читать заповеди Божии и придерживаться их.
См.: http://stsl.ru/news/all/prazdnik-chernigovskoy-gefsimanskoy-ikony-bozhiey-materi,
https://pravoslavie.ru/1924.html
http://skit-chernigovsky.ru/ru/news/180-chernigovskaya-gefsimanskaya-ikona-bozhiej-materi/

Конец XIX в. Омский музей изобразительных искусств им. Врубеля:


Верующие христиане взывают к Святой в отчаянные минуты душевных терзаний, несчастий и бед.
Молятся о смягчении сердца и болезнях.
Обрести покой в душе, избавиться от грехов, от беснования, от психических недугов, от неизлечимых болезней, внезапной смерти и получить поддержку в борьбе с такими недугами, как оспа, слепота и паралич - то, в чем помогает икона Черниговской Божией Матери.

МОЛИТВА Божией Матери перед иконой Её Черниговской-Гефсиманской:
О Пресвятая Дево,
Мати Христа Бога нашего,
Царице Небесе и земли!
Вонми многоболезненному воздыханию душ наших,
призри с высоты святыя Твоея на нас,
с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему:
се бо, грехми погружаеми и скорбми обуреваеми,
взирающе на Твой образ,
яко живущей Ти с нами,
приносим смиренная моления наша,
не имамы бо иныя помощи,
ни инаго предстательства и утешения,
токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных.
Помози нам, немощным,
утоли скорбь нашу,
настави на путь правый нас, заблуждших,
уврачуй болезненная сердца наша
и спаси безнадежныя.
Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити,
подаждь христианскую кончину
и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница,
да всегда поем, величаем и славим Тя,
яко Благую Заступницу рода христианскаго,
со всеми угодившими Богу.
Аминь.

Небесные заступники

Previous post Next post
Up