одна из нескольких видов росписей, встречающихся на берегах Северной Двины.
Центром росписи считается село Пучуга, расположенное в 25 км от Борка Верхнетоемского района. Это графическая роспись.
Мастера расписывали предметы домашней утвари, сохранилась роспись, в основном, на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. В росписи изображались жанровые сцены: свадебный выезд, чаепитие и др. Прялки с Пучуги конца XIX - начала XX века очень похожи на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой.
Но есть у пучужских прялок и свои особенности росписи, которых мастера строго придерживались.
В отличие от борецких, возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. Пучужские кони также нестандартны, они с гордой осанкой, иногда рядом с золотым в пару к нему стоит зеленый. Кони запряжены в крытый золотом возок, на нем мужская фигура в армяке, - не столь архаично-средневековая, как в борецкой росписи, а более бытовая, деревенская. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант - более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа, и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой. На ножке пучужских прялок обычно помещалась шестиконечная звезда - старинный "громовый знак". Пучужские прялки очень поэтичны и по сюжетам, и по колориту.
Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы борокско-тоемско-пучужской группы деревень любили применять при росписи прялок, кроме свадебного катанья (обычно в сочетании с ним). Здесь и сцены крестьянского труда - прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице, и сцены отдыха, винопития и чаепития. Нередко такие бытовые сцены на борокских, тоемских и пучужских прялках сопровождаются надписями, нравоучительными или ироническими.
Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.
Современная пучужская роспись:
ТЕХНОЛОГИЯ ПУЧУЖСКОЙ РОСПИСИ:
http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/north-dvina/north-dvina-5.htm