"Люди не равны. И они не должны быть равны": цитаты из книги Ф. Ницше "Так говорил Заратустра"

Mar 09, 2018 12:18

Поистине, человек - это грязный поток.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.

Падающего - толкни.

Не лучше ли попасть в руки убийцы, чем в мечты похотливой женщины?

Человек - самый жестокий зверь.

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину.

Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.

Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.

Вдвоём человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.

Любите, пожалуй, своего ближнего, как себя - но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.



«Так говорил Заратустра» (1883 г.) - один из ключевых текстов Нового времени. Доктрине прогресса (поступательного развития), которая господствовала в умах европейцев с эпохи Просвещения, Ницше противопоставил учение о вечном возвращении, о цикличности любого развития. Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, в порядке отличия человека от обезьяны.
Подобно Библии, книга Ницше балансирует на грани между философией, прозой и поэзией. Автор стремился противопоставить свою книгу Библии как воплощению отжившей своё иудео-христианской морали. Любопытно, что трактат Ницше и Библия - две книги, которые немецкие солдаты Первой мировой войны чаще всего носили в своих вещмешках.
Ницшеанская идеология была особенно востребована Третьим рейхом. В 1934 году сестра Ницше добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии.

«Читал Ницше „Заратустра“ и заметку его сестры о том,
как он писал, и вполне убедился,
что он был совершенно сумасшедший, когда писал,
и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном:
бессвязность,
перескакивание с одной мысли на другую,
сравнение без указаний того, что сравнивается,
начала мыслей без конца,
перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию,
и всё на фоне пункта сумасшествия - idee fixe о том, что,
отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли,
он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность.
Каково же общество, если такой сумасшедший, и злой сумасшедший, признаётся учителем?»
Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений. М., 1935. Т.54. С.77.

Зарубежная литература

Previous post Next post
Up