открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства - основной массы населения страны.
К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было уже сильно ограничено.
Феодалы старались максимально затруднить уход крестьян со своей земли («отказ»). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 года: «А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дря осеннего».
Это время было выбрано феодалами не случайно. Урожай был собран, и с крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы видим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозит с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом, двор, корову… Надвигались морозы - крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было строиться на новом месте.
Поэтому крестьянский «выход» чаще всего был просто-напросто «вывозом» его другим помещиком, предлагавшим «подъемные деньги», ссуду зерном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу. Юрьев день просуществовал до конца XVI века.
Опричный террор нанес русскому крестьянству страшный удар. К моменту смерти Ивана Грозного по сравнению с серединой XVI века в самом центре России, в Московском уезде, обрабатывалось 16% пашенной земли, а в землях Новгорода и Пскова еще меньше.
Не все крестьяне были уничтожены - очень многие бежали на Урал, в Сибирь, Поволжье, на южные границы, на запад. Тем временем феодалы, как в сказке о «Диком помещике», оставшись без рабочих рук, нищали и бедствовали. Спасая казну и феодалов от экономического краха, правительство Бориса Годунова приняло решение запретить крестьянам покидать обрабатываемые ими земли.
Отмена Юрьева дня была объявлена осторожно, под видом «заповедных лет», якобы временной меры. Около 1592 -1593 года, когда по стране было завершено описание земель («писцовые книги»), вышел указ о запрещении «отказа». Но мощная I Крестьянская война под предводительством И. И. Болотникова (1606- 1607) задержала окончательное закрепощение крестьянства.
Не добившись восстановления Юрьева дня, крестьяне массами, целыми деревнями уходили от помещиков, угоняя скот и унося весь инвентарь, пробираясь лесами или сражаясь на дорогах с правительственными войсками, уничтожая крепости и остроги.
Не прекращавшиеся всю первую половину XVII века крестьянские восстания заставляли правительство сохранять установленный еще при Годунове 5-летний срок сыска беглых, по прошествии которого крестьяне не подлежали возвращению прежнему владельцу. Классовая борьба почти полстолетия сдерживала рост оброка и барщины.
Важнейшим документом крепостного права стало Уложение 1649 года, объявившее наследственное для феодалов и потомственное для крестьян прикрепление крепостных к поместью или вотчине. «А отдавать беглых крестьян и бобылей (безземельных крестьян) из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет», - гласило Уложение.
Массовые побеги и восстания, II Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина (1670-1671) были продолжением борьбы с усилением крепостничества. Юрьев день стал одним из лозунгов вековой крестьянской борьбы за свободу.
А.П. Богданов, см.:
http://bugaeff.ru/domashnij-muzej/kartiny-po-russkoj-istorii-s-v-ivanov-yurev-den/