Что нужно знать о Бабе-Яге

Jun 20, 2016 08:21

В дремучем лесу, в самой чаще, стоит избушка на курьих ножках.
В избушке, на печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога,
нос в потолок врос,
сопли через порог висят,
титьки на крюку замотаны,
сама зубы точит.
Она, вроде бы, старушка, да не простая.


Кто она, Баба-яга? Да и старушка ли она вообще?
Тот образ Бабы-Яги, к которому мы привыкли и который с детства видели в советских киносказках и мультфильмах - это художественная адаптация фольклорного образа. Страшная или комичная, обаятельная и эксцентричная, Баба-Яга на советский лад - это всегда грязная горбатая старуха в лохмотьях.
Главной Бабой-Ягой отечественного кино можно по праву считать народного артиста РСФСР Георгия Милляра: ему четырежды пришлось вживаться в роль сварливой горбуньи. В советском кинематографе завершился долгий путь вочеловечения Бабы-Яги.
По-настоящему долгий: образ зародился в доисторические времена.
В фольклоре, в народных сказках она тоже чаще всего предстаёт старухой: недаром она баба. Но женские черты в ней гиперболизированы. Баба-Яга часто женщина с огромной грудью: «титьки» у неё то «через порог» лежат, то «через грядку», а то и вовсе «на крюку замотаны». Так подчёркивается, что Яга - мать. Но не людям, а, живущая в лесу, она мать здешних обитателей, хозяйка леса. В некоторых сказках она остаётся хозяйкой леса, но перестаёт быть женщиной и превращается в лешего.
Метаморфозы Яги не редкость. В устах пересказчика она может стать не только лешим, но и чёртом, и животным - и даже одноглазым великаном. Но, кем бы она ни была, она всегда связана с загробным миром.
Она - привратник Царства Мёртвых, а избушка на курьих ножках - это ворота в Царство, вернее, из Царства. Именно поэтому герою сказки нужно «повернуть» избушку лицом к себе, чтобы войти в неё. И поэтому Яга восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух в ложку садится, сам в рот катится». Герой для Бабы-Яги не только русский, но и живой. Ей, обитательнице загробного мира, противен его «живой» запах, она хочет его умертвить. Иногда на месте Яги в сказках оказывается животное: козёл, медведь, волк. Это превращение свидетельствует о происхождении образа Бабы-Яги. На ранних стадиях развития общества мальчики, достигшие половой зрелости, проходили обряд посвящения. Для того, чтобы «войти» в мир взрослых, сейчас юношам достаточно получить паспорт. Раньше процедура была более сложной: мальчиков испытывали в течение нескольких дней. Их унижали, избивали, делали им обрезание, даже отрубали пальцы. Таким образом, мальчик «умирал», чтобы воскреснуть новым человеком. А проходил обряд всегда в лесу, в специальной избе. И символизировала изба тотемное животное, которое поглощало неофита, забирало его в Царство Мёртвых, а затем возвращало обратно. В народных сказках у избушки сохранился рудимент её животного прошлого: курья ножка. А само животное постепенно превратилось в обитателя избы, в Бабу-Ягу.
См.: http://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-o-babe-yage/

Родиной Бабы-Яги объявило себя село Кукобой (Ярославская обл.). Сегодня в селе работает музей сказок, где Баба-Яга - главный кукольный персонаж.
Работает для туристов и чайная Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. В последнюю субботу июля (одновременно с праздником дня села) всех приглашают на день рождения Бабы-Яги.



Армия нечистой силы у восточных славян: http://scala-paradisi.livejournal.com/538946.html
Тьфу-тьфу-тьфу!

Официальный сайт Бабы-Яги: http://babajaga76.ru/
Previous post Next post
Up