"Не отдашь - будут большие проблемы"

May 05, 2016 12:29

Карл Брюллов
написал «Христа во гробе» в 1840-х гг.
для домовой часовни графа Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии.


После убийства Александра II граф уехал в Германию, увезя с собой и картину.
Спустя много лет, в 2002 году, полотно приобрели в Германии коллекционер Александр Певзнер со своей супругой Ириной.
Картина является так называемым «транспарантом» - она написана на тонком холсте для рассмотрения на просвет, с подсветкой сзади. Полотно написано очень тонким слоем краски и не может быть исследовано с помощью рентгена. Поскольку картин Брюллова на Западе мало, надежную атрибуцию мог предоставить только Русский музей, в коллекции которого хранится около 100 полотен Карла Брюллова.

Как пояснил сам Александр Певзнер, «…я рискнул. Я так оформил договор, что он вступал в силу только в случае, если авторство Брюллова признает Государственный русский музей. Другие этого не сделали». Вопрос атрибуции до сих пор так и не прояснился окончательно. Но судя по тому, как отчаянно Русский музей бьется за «Христа во гробе», картина с большой долей вероятности принадлежит кисти Карла Брюллова.


Певзнер утверждает, что приобрел ее без подписи и привез в 2002 году для экспертизы и реставрации в России, поскольку эти работы здесь значительно дешевле, чем в Германии. Певзнер оформил на таможне декларацию на временный ввоз, которая не предусматривает уплаты пошлины.
После ввоза картины российская ФСБ предъявила Певзнеру обвинение в контрабанде ценностей на основании недостоверного декларирования.
Версия следствия радикально отличается от показаний Певзнера: «Договорившись с сотрудниками таможенного поста "Светогорск" Выборгской таможни о перевозке картины без надлежащего оформления и контроля, он получил подложный экземпляр таможенной декларации и беспрепятственно ввез на территорию России произведение стоимостью более 9,4 миллиона рублей», - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Минкульт отказался выдать Певзнеру разрешение на вывоз картины из России. В своем обращении в Верховный суд замгенпрокурора указал, что полотно является культурной ценностью, которая была незаконно ввезена в страну. Певзнер «вовлек в совершенное им преступление за денежное вознаграждение должностных лиц» таможни, поэтому «картина должна быть у него конфискована как орудие совершенного преступления».
Дело заглохло на 8 лет, а картина хранилась в Русском музее. Певзнер, который за это время провел 30 судов, уверен: властям нужен был не он, а картина.
В конце 2013 года Выборгский городской суд закрыл дело в отношении Александра Певзнера за истечением сроков. Картину было решено конфисковать как орудие преступления - несмотря на то, что само преступление не было доказано.
Коллекционер заявляет, что дело против него было возбуждено с целью «рейдерского захвата» картины. В 2010 году, когда Певзнер еще был под следствием, он жаловался в Конституционный суд России, оспаривая нормы отечественного законодательства, в соответствии с которыми незаконный ввоз культурных ценностей в Россию карается так же строго, как и вывоз. Два года спустя - в 2015 году, - после обжалований решение было принято в пользу Певзнера, однако разрешение на вывоз картины так и не дали.
28 апреля 2016 г. было принято решение Верховного суда России о том, что картина Карла Брюллова «Христос во гробе» будет конфискована у граждан Германии Александра и Ирины Певзнер.
Сейчас гражданин Германии снова обратился в Конституционный суд, теперь уже в связи с конфискацией картины.
И в России, и в западных странах особо ценные произведения искусства принято передавать государству, говорит искусствовед Андрей Ерофеев. «У нас еще с советских времен есть такая традиция: суперценности в частных руках находиться не могут. Если они каким-то образом попали частному лицу, оно должно передать их государству. Поэтому над коллекционерами висел такой дамоклов меч: могут отнять. Например, когда коллекционерам икон попадали ценнейшие вещи, то перед ними ставили вопрос так: либо ты передашь добровольно в виде дарственной, и тебе будет благодарен музей, либо будут проблемы. Недавно такая ситуация случилась в Калининграде с коллекцией древних пруссов, которая оказалась в частных руках. И там человеку просто позвонили и сказали: "Не отдашь - будут большие проблемы". Он отдал. Теперь на экспонатах местного художественного музея надпись "Подарена антикваром и коллекционером таким-то"».
По материалам: https://artchive.ru/news/1786~Kartinu_Brjullova_konfiskujut_u_vladeltsa_otdavshego_ee_na_ekspertizu,
https://lenta.ru/articles/2016/05/03/kartina/

P.S. Москва. 6 октября. INTERFAX.RU - Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ приняла окончательное решение о конфискации картины Карла Брюллова "Христос во гробе" у граждан Германии Александра и Ирины Певзнер. Картина будет храниться в Государственном Русском музее, сообщает в четверг пресс-служба Минкультуры России.
См.: http://www.interfax.ru/culture/531320

Живопись

Previous post Next post
Up