Святые, в Архангельской земле просиявшие. Елеазар Анзерский

Mar 29, 2016 09:19

Основатель скита на Анзерском острове Соловецкого архипелага,
писатель,
иконописец.

Сведения о Елеазаре содержатся в автобиографическом сочинении святого «Свиток» (варианты заглавия в списках: «Свиток преподобнаго отца нашего Елеазара, написанный им самим», «Своеручная хартия преподобнаго Елеазара Анзерскаго о бывших ему видениях и откровениях», «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Елеазара и о зачатии жития его на Анзерском острове, и о устроении скита, и о видениях его, и о прочем» и др.), написанном, вероятно, в 1636-1638 гг.



Елеазар родился в Козельске в конце XVI в. в семье купца Афанасия из «беломестных козаков», мать святого носила имя Татьяна. С детства преподобный проявил склонность к монашеской жизни. Получив благословение родителей, вместе с братьями Романом и Михаилом он отправился в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь; Роман вскоре умер, Михаил покинул обитель и поселился в Сумском остроге. Елеазар пришел в Соловецкий монастырь при жившем там на покое в 1606-1614 гг. бывшем игумене Иакове, монашеский постриг принял при игумене Иринархе (1613-1626) (предположительно 1 августа, в день памяти 2 ветхозаветных мучеников по имени Елеазар).



Елеазар участвовал в работах по реконструкции иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, начавшихся в 1613 г.: выполнял резные надписи о времени создания иконостаса.
В конце 1614 г. по благословению Иринарха Елеазар удалился на Анзерский остров для пустынножительства. Там молодой монах, по его воспоминаниям, подвергался многочисленным тяжким искушениям от бесов, стремившихся изгнать подвижника с острова. Преподобный много молился и был удостоен явлений Божией Матери, укреплявшей его. Елеазар обменивал вырезанные им деревянные чаши у приходивших к острову на ладьях поморов на продукты. Е. нашел пристанище в глубине острова, недалеко от озера, называемого Круглым. Здесь преподобный установил собственноручно вырезанный крест и устроил келью. Около 1616 г. Е. встретился с отшельником иеромонахом Фирсом и принял от него постриг в схиму. 4 следующих года Е. провел в подвигах пустынножительства: он принимал скудную пищу раз в неделю, умерщвлял плоть ношением вериг (по описанию Жития, он был «дебел составы и плотию», т. е. крупного телосложения), занимался чтением и перепиской книг.
В конце 1619 - начале 1620 г. Елеазар переселился к узкому глубокому заливу, на 2 версты врезающемуся в Анзерский остров, позднее названному Троицкой губой. Неподалеку от залива, рядом с церковью Николая Чудотворца, преподобный поставил себе келью. В это время с Елеазаром подвизались несколько соловецких иноков: духовный отец Елеазара иеромонах Фирс, иеромонах Варлаам, Кирилл, Феофил. Со временем число отшельников увеличилось. Находясь по монастырским делам в Москве около 1619/20 г., соловецкий игумен Иринарх ходатайствовал перед царицей-инокиней Марфой о строительстве на Анзерском острове для живших там пустынников храма, в ответ на эту просьбу царица-инокиня пожаловала 100 р. 20 января 1621 г. царь Михаил Феодорович пожаловал анзерским пустынникам грамоту, в которой разрешал строительство на острове Троицкой церкви с приделом во имя преподобного Михаила Малеина и устройство при церкви «скитского монастыря» с 11 насельниками и с настоятелем-иеромонахом. Скит, согласно царской грамоте, должен был подчиняться Соловецкому монастырю, не мог иметь угодий (земель, варниц, рыбных ловель и др.), на содержание скитян царь выделил часть от «двинских доходов». В 1635 г., после неудачного нападения разбойников на Анзерский остров, царь повелел двинскому воеводе Г. А. Плещееву охранять остров и пустынножителей.
Елеазар значится строителем скита с 1624 г. В Анзерской пустыни был принят устав, как у «древних отец скитских»: отшельники жили в кельях, находившихся в версте друг от друга, подвизались в уединении, дважды в неделю собирались на общую молитву в часовне или в келье Елеазара.
Елеазар неоднократно бывал в Москве по делам скита. Существует предание, что по совету келаря Троице-Сергиева монастыря Александра (Булатникова) царь Михаил Феодорович просил анзерского пустынника молиться о даровании ему наследника. Елеазар предсказал царю скорое рождение сына, и 10 марта 1629 г. царица Евдокия Лукьяновна родила будущего царя Алексея Михайловича. В Житии Елеазара сообщается, что, вступив на престол, Алексей Михайлович пригласил к себе анзерского подвижника.
При игумене Иринархе Соловецкий монастырь, которому подчинялся Свято-Троицкий скит, поддерживал анзерских подвижников. После кончины Иринарха отношение монастырских властей к скиту ухудшилось: соловецким монахам не разрешалось переселение на Анзер, прекратилась регулярная доставка соловецкими судами денежных и продовольственных запасов скитянам, монастырь отказывался принимать пустынников в свою больницу. Пользуясь особым расположением к анзерским пустынножителям царя Михаила Феодоровича, Елеазар сообщал ему о своих бедах и просил о независимости скита от Соловецкого монастыря. Просьба Елеазара была удовлетворена 31 июля 1633 г.: царским указом скит стал самостоятельным, скитяне получили право избирать себе настоятеля.
В 1636 г. Елеазар обратился к царю с просьбой разрешить жить в скиту более чем 12 монахам, царской грамотой число насельников было увеличено до 18. Среди новых насельников Елеазар особо выделял священника Никиту (впоследствии патриарха Московского и всея Руси Никона), около 1636 г. принявшего постриг в Анзерском скиту. (В сочинениях, происходящих преимущественно из старообрядческого Выголексинского общежительства, приводится легенда о том, как Е. якобы прозрел «антихристову сущность» буд. реформатора, увидев змея, обвивавшего Никона во время богослужения). Вкладная книга Анзерского скита содержит рассказ о том, что по молитве Елеазара Никон в бытность Новгородским митрополитом перенес мощи святого Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в Москву. Поначалу прибывшие в Соловецкий монастырь вместе с Никоном люди не могли сдвинуть с места гроб святителя, поднять гробницу стало возможно после молитвы Елеазара.
Важным делом Е. стало формирование библиотеки Анзерского скита (ныне в составе Соловецкого собрания РНБ, 10 рукописей имеют записи о принадлежности Елеазару), в соответствии с описью 1676 г. она насчитывала более 200 рукописных и старопечатных книг.
Елеазар был погребен в 1656 г. в Троицкой церкви скита. Позднее над его могилой и устроенными по сторонам погребениями его учеников преподобных Никодима и Никифора возвели небольшую деревянную часовню. К началу XX в. рака с мощами святого покоилась в Троицкой церкви под спудом. Анзерский Свято-Троицкий скит был закрыт в 1920 г., в 1925 г. мощи святого были вскрыты и увезены с Анзерского острова, их современное местонахождение неизвестно. В 2003 г. в разоренном в 1925 г. погребении Елеазара были обнаружены частицы мощей святого, с 2005 г. они хранятся в церкви Воскресения Христова Анзерского скита.
По материалам: http://www.pravenc.ru/text/189679.html

Святые источники Елеазаровой пустыни: http://scala-paradisi.livejournal.com/658704.html

Небесные заступники

Previous post Next post
Up