Ненормативная лексика называется сквернословием. Мат - это грубое грязное ругательство. В основе многих ругательств лежит идея богохульства. Употребление матерного слова, оскорбление матери - это оскорбление Богоматери, удар по святому. Поэтому на Руси издревле считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья, болезни.
Русский мат - это древнее явление. Но употребляли эти "скверные" слова только необразованные люди.
(Если и сейчас из речи современного матерщинника убрать маты, то в итоге получится пустая, часто бессмысленная речь, потому что употребление этих слов объясняется недостатком словарного запаса, недостатком общей культуры, а потом уже и дурной привычкой).
Для русских дворян употребление ненормативной лексики - это был полнейший моветон. Царь Алексей Михайлович Романов активно боролся со сквернословием, подчёркивал недопустимость ругани. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами.
Однако матерный язык пустил на Руси глубокие корни. Он был присущ необразованным слоям населения (рабочим, крестьянам). В 1917 г. эти люди пришли к власти. Многие из тех, кто не мог выразить свою мысль "нормальными" русскими словами, попали во власть. Ленин тоже употреблял эти слова - для того, чтобы говорить с пролетариатом на понятном ему языке. Сталин любил крепкое словцо. Именно при Сталине мат получил в России широкое распространение. Сталинские репрессии дали мощный толчок развитию мата в России, мат был понятен всем обитателям тюрьмы, язык уголовщины стал официальным языком тюрьмы.
Во время "оттепели" появлялось множество матерных частушек. После развала Советского Союза мат полностью вышел из подполья.
В современной России сквернословие, к глубокому сожалению, приобрело тотальный характер и стало печальным знаком нашей отечественной речи. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Сквернословие охватило все регионы, все возрасты, все профессии (раньше говорили "ругается, как извозчик", а сейчас - кто не ругается?), все ситуации речи. Сквернословие стало выполнять роль заполнителя пауз в разговорной речи (Иду, …, гляжу …, что-то светится, …).
Распространение сквернословия привело к тому, что из области сознания оно проникло в область бессознательных процессов. Хирург не мог оперировать одну очень интеллигентную женщину, потому что, когда ей дали наркоз, она заговорила... При этом сама она до этого не сквернословила - её окружающие "позаботились" о том, чтобы она не забывала эти слова. Есть даже заболевание - синдром Туретта, когда у человека утрачивается речь, но остаётся способность к сквернословию.
Интересно, что почти каждый человек, сказавший непечатное слово, осознаёт, что пошёл на нарушение, переступил черту, но тем не менее продолжает это делать. Употребление матерных слов - это не просто порок, это болезнь. В сквернословии, как и в ситуациях с курением, с употреблением вина, сначала человек ещё может остановиться. Пока работает контроль сознания - это порок, но постепенно и въедливо сквернословие становится болезнью, оставляющей неизлечимые следы. Бросить ругаться матом так же сложно, как бросить пить или курить.
Социологи проводили опрос населения на тему "Ругаетесь ли вы матом?" (обратите внимание на формулировку последнего ответа: "Нет и никогда не буду").
Итак, в современной России только 6,52% людей не ругаются матом. Остальные ругаются. Некоторые при этом бравируют своей грубостью. Грязная, пересыпанная жаргонизмами, неграмотная русская речь входит в привычку.
Зададимся "вечными" русскими вопросами:
КТО ВИНОВАТ и ЧТО ДЕЛАТЬ?
Кто виноват в том, что сквернословие стало тотальным бедствием?
Главная вина приходится на интеллигенцию. Зачем писать на заборе непечатное слово, если оно вдруг стало печатным, его произносят с экрана телевизора, его включают в толковый словарь русского языка?
"Патологию" постепенно возвели в "норму". Есть специальные словари ненормативной лексики, выходящие огромными тиражами (например, "Словарь русской брани", составленный Уоллером Мак-Киенго). Есть антология "Русский мат", которая представляет собой 304 страницы неприличных выражений. Брань - это деньги. Словари эти сметают с прилавков, издавать их весьма выгодно, и поэтому профессура идёт на это (среди профессоров-лингвистов, как и среди всех людей, встречаются разные типы). При этом когда составитель подобного словаря поимённо благодарит людей, сообщивших непристойности, а также "огромную массу безымянных носителей русского языка", такую благодарность надо расценивать как пощёчину. Конечно, человек учится ругаться не по словарям, но если он видит, что такое печатают, попробуйте опять наложить табу на сотни растабуированных слов.
Отношение интеллигенции к сквернословию - это программное отношение; любое общество иерархично, и низшие слои всегда будут равняться на высшие.
Если писатель Э. Лимонов в своём интервью говорит, что его герои ругаются, потому что они - сильные люди в сложных обстоятельствах, то ругаться будут все: каждый молодой человек считает себя сильным и все поголовно считают именно свои обстоятельства самыми сложными. Если автор вставляет в свою работу (статья в газете, рассказ, повесть ...) грязь на том основании, что иначе её читать не станут, он сам и швыряет грязь в своих соотечественников, попутно пачкаясь сам. Журналист, редактор, политик, директор, писатель, учёный, учитель, инженер ... Отношение этих людей (нас с вами, в том числе) к брани должно быть однозначно отрицательным.
Что делать? Как противостоять этому злу?
Государство пытается бороться со сквернословием. 19 марта 2013 года Государственная дума утвердила изменения в ст. 13.21. Кодекса РФ об административных правонарушениях и в закон о СМИ. В качестве наказания за употребление нецензурной лексики в СМИ предусмотрен штраф (для физических лиц от 2 до 3 тыс. руб., для должностных - от 5 до 20 тыс. руб., для юридических - от 20 до 200 тыс. руб.) с конфискацией "предмета административного правонарушения" (в случае с печатными СМИ это - тираж издания, в случае с электронными СМИ - носители информации).
Начать бороться за чистоту русского языка надо с себя. Не нужно говорить плохих слов самому. Внутренний счётчик своего поведения, контроль изнутри - самый действенный вид контроля.
Нельзя забывать, что это - язык уголовников и быдла.
Не нужно бояться быть белой вороной - "Все пусть, а я не буду". Как раз в этом - проявление силы. Для этого требуется особый вид мужества, который в старину именовали доблестью, это мужество, помноженное на благородство. Позиция "Я - исключение" трудна и притягательна для личности. Трудна потому, что дружеские взаимоотношения далеко не всегда бывают со знаком "плюс". Над тобой и смеются, и подтрунивают, и дразнят, если ты в чём-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьёшь? Не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, угощу тебя сигаретами и не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять в такой позиции и не испугаться насмешек, презрения, одиночества.
"Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Две истины запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало ешь, И лучше будь один, чем с кем попало" (О. Хайям).
Позиция "Я - исключение" притягательна потому, что отвечает глубинным потребностям личности выделиться, проявить свою уникальность.
Древнейшее требование "Познай самого себя" означает "задай себе высоту, сотвори свой стиль поведения".
Нравственная ценность физиологического целомудрия огромна. Точно так же можно беречь и целомудрие собственной речи.
Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово - незримую планку нашего авторитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем.
Помните: "Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст".