Знакомство с материалами 1930-х годов неизбежно вызывает вопрос: почему страны-победители в Первой мировой войне -- Великобритания, Франция, США и далее по списку -- так мало сделали для того, чтобы не допустить попытки немецкого реванша в 1930-е годы? Все ведь знали, что подавляющее большинство населения Германии и Австрии ненавидело
Версальскую систему, т.е. те границы и обязательства, на которые их заставили согласиться в 1919-м году, с момента её создания, и что нацистская партия, пришедшая к власти в 1933-м году под знаменем реванша, соответствующую политику последовательно проводила во всех областях.
Вот не так давно опубликованный документ [1], который проливает свет на то, как эти события воспринимались частью американской элиты 1930-х годов на момент начала войны в сентябре 1939-го. Отметим, что в 1930-х годах автор был калифорнийским активистом и занимал позицию на грани между левыми либералами и социалистами -- см.
EPIC.
"Записка сегодняшнего Роберта А. Хайнлайна [2] будущему Р.А.Х. просто чтобы зафиксировать, что я думаю"
Великобритания только что объявила войну Германии. К ней присоединяется Франция.
Германия не нападала ни на Англию, ни на Францию. Германия напала на Польшу после того, как Германия потребовала Данциг (немецкий город) и коридор (немецкая территория) и получила решительный отказ. Я не оправдываю нападение Германии, но давайте будем честными. Великобритания вступает в эту войну не для спасения демократии (Польша - диктатура) и не из-за "святости" своих договорных обязательств (вспомним Эфиопию и Чехословакию - демократию, кстати - и республиканскую Испанию).
Насколько я понимаю, Великобритания вступает в эту войну, потому что Германия становится слишком сильной. Она решила воевать с Германией, потому что думает, что сможет разгромить её сейчас, и не уверена, что сможет потом - не будем лицемерить.
Эта война ведётся не за Томаса Манна, не за Альберта Эйнштейна и не за других преследуемых евреев. И не за "демократию". Она ведется за сохранение худших и самых несправедливых черт Версальского договора. Будем говорить прямо. И "остановить гитлеризм" имеет столько же смысла, как "повесить Кайзера".
Гитлер это симптом Версаля -- мы его создали. Безумие, которое он олицетворяет, вызвали мы.
Вот тут-то и наступает наша очередь - хотите посмотреть еще одно шоу?
Рукописный постскриптум:
Держу пари, что с этого момента любой, кто не настроен пробритански, будет называться антиамериканцем!
[1] William H. Patterson. "Robert A. Heinlein: In Dialogue with His Century. Learning Curve (1907-1948). Volume 1", Tom Doherty Associates, 2010, ISBN 9781429964852, 19-я глава, с. 244. Опечатки и пунктуация исправлены.
[2] Роберт Ансон (Энсон) Хайнлайн (1907-1988), ведущий американский писатель-фантаст 1940-1960-х годов. Первая публикация в августе 1939-го года. Из 13 наград "Хьюго" за лучший фантастический роман, присуждавшихся в 1953-1967 годах, 4 были даны его книгам.