Постсоветский конфликт 1993 года: "Не невозможный" вариант

Mar 22, 2022 10:36


Американский исследователь и дипломат Майкл Макфол получил известность на рубеже 2000-2010-х годов, когда он занимался Россией в администрации Барака Обамы, а потом стал послом США в России. На моём радаре, однако, он появился значительно раньше, почти 30 лет назад. В ноябре [1] 1992-го года он написал запомнившуюся мне статью, в которой ( Read more... )

sterligov, Ельцин, Украина, Стерлигов, yeltsin, ukraine

Leave a comment

scabon September 25 2024, 14:10:51 UTC
Базовая, основополагающая проблема, т.е. тот факт, что внутренние границы между союзными республикам не всегда соответствовали границам расселения этнических групп, в 1991-м была общеизвестна. Эта проблема не раз вставала в 20-м веке во время распада европейских империй. Где провести границу между Ирландией и Северная Ирландией? Как поделить Судеты между Германией и Чехией? Трансильванию между Венгрией и Румынией? Пресловутый "коридор" между Польшей и Германией? Если взять отдельные города и районы, то был, например, Львов, в котором в начале 20-го века была (плюс-минус) треть польского населения, треть украинского населения и треть говорившего на идише еврейского населения, а окружали его деревни, население которых говорило в основном на украинском языке. И т.д.

Обо всём этом в 1990-м году писал Солженицын в широко тогда обсуждавшейся статье "Как нам обустроить Россию?", начиная с относительно простых вопросов:

"три прибалтийских республики, три закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если её к Румынии больше тянет, эти одиннадцать - да! - непременно и бесповоротно будут отделены."

А дальше он обсуждал ситуацию с Украиной, Белоруссией и северным Казахстаном, которые он предлагал объединить с Россией, чтобы не "резать через миллионы семей и людей". При этом он, однако, нехотя признавал право Украины на независимость, если так решит "всенародное голосование".

Солженицын также обозначил и проблему следующего порядка, а именно то, что "после всех отделений наше государство всё равно, неизбежно, останется многонародным". Он пытался предсказать, какие этнические группу останутся в России, а какие из неё могут решить выйти:

"Для некоторых, даже и крупных, наций, как татары, башкиры, удмурты, коми, чуваши, мордва, марийцы, якуты, - почти что и выбора нет: непрактично существовать государству, вкруговую охваченному другим. У иных национальных областей - будет внешняя граница, и если они захотят отделяться - запрета не может быть и здесь." (Тут он повторял аргументы Вильсона 1918-го года, но это отдельная история.)

Так что проблемы эти были обозначены ещё до августовского путча и российские политики тут ничего принципиально нового не сказали, да политикам это и не положено по штату.

Ну, а дальше был всеукраинский референдум 1-го декабря 1991-го года, на котором был поставлен вопрос о независимости Украины в границах УССР: "Территория Украины является неделимой и неприкосновенной". За эту формулировку проголосовало 90% украинского электората в целом, в том числе 84% в Донецкой и Луганской областях, 85% в Одесской области, 86% в Харьковской области, 89% в Николаевской области, 90% в Херсонской области, 57% в Севастополе и 54% в других частях Крыма.

После таких результатов вопрос о присоединении русскоязычных районов Украины к России на тот момент отпал, а вопрос о контролируемом роспуске СССР стал неотложным, что и было сделано на протяжении декабря. Руководство же России -- до поры со времени -- сконцентрировалось на конфликтах, которые были ему тогда по силам: Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Чечня, и т.д.

Reply


Leave a comment

Up