Часто сталкиваемся мы с противопоставлением вера против знания. Не только в процессе познания мира, но и в повседневной жизни. Слишком часто мы выбираем между верить или знать. Очень часто мы закрываем глаза на что-то, потому что верим, что этого не может быть, "так не бывает," - говорим мы. И часто, узнавая что-то новое, мы перестаем верить в что-то старое.
Вера - она от недостатка знания. Вот, например, одни верят в бога, а другие нет, и то, и другое от недостатка знания. Конечно, мы понимаем, что в этом вопросе не может быть однозначного ответа, потому что он за пределами познания. И там где познание пасует, мы зовем на помощь веру. Потому что человеческое сознание не выносит пустоты, ему нужно заполнить все хоть чем-то, знаниями, верой, фактами, предрассудками, предположениями. Например, модель большого взрыва и расширяющейся вселенной практически непредставимы для неспециалиста. Потому что его ум будет искать в этой модели ответы на вопросы, которые не имеют смысла в рамках этой модели: что было до большого взрыва, в каком пространстве расширяется вселенная и т.д. Ум неспециалиста увидит большое количество темных пятен и бросится их заполнять, ибо не терпит пустоты. Да, специалисты ищут кошелек под фонарем, прекрасно понимая не только ограниченность таких поисков, но и то, что только такие поиски могут принести результат. А внимание неспециалиста будет поглощено окружающей темнотой.
Но и само утверждение, что что-то находится за пределами познания - это в большинстве случаев не знание, это вера. Мы можем записать в раздел веры и предположения, которые мы делаем, когда строим какую-то модель. Да, потом, когда модель подтверждается, можно перевести предположения из разряда веры в разряд знания (оговоримся, что здесь знание понимается в естественно-научном смысле, а не в теологическом). Это, что касается объективной реальности. А если речь идет о человеческих взаимоотношениях? Что тогда, верить или знать? Жить в плену своих представлений (часто ложных) о людях? Или знать неудобную правду? Правду, которая на самом деле никому не нужна, правду, которая принесет больше боли, чем радости, больше проблем, чем их решений. Так вера или знание? Что для нас главное, правда или спокойное и удобное существование? В науке мы прошли через это, надеюсь. Мы прошли, когда реальность втискивали в рамки существующих теорий и представлений. Гегель ответил, когда ему сказали, что его теория не соответствует фактам: "Тем хуже для фактов!" Такое отношение встречается все реже и реже, и практически никогда в открытую. "Тем хуже для фактов" в основном встречается в виде подтасовки, искажении данных эксперимента, подгонке наблюдений под ответ. Но и с этим мы боремся и, надеюсь, побеждаем.
Вернемся в область человеческих отношений. Мы верим женам/мужьям от недостатка знания. Может быть, мы и хотели бы знать все о том, что они делают, говорят, думают, чувствуют, но не имеем такой возможности. Почему? По разным причинам. С одной стороны принято показывать свое хорошее отношение проявлениями доверия, то есть веры. С другой стороны абсолютно невозможно влезть другому человеку в голову. И крайне противно следить за всеми его действиями. Интересно, почему так получилось, что недостаток знания стал тождественен демонстрации привязанности, уважения, любви, дружбы? Может потому, что изначально вопросы морали курировались тем же ведомством, что и вера? И за прошедшие несколько десятков веков так переплелись, особенно в некоторых головах, что нет никакой возможности их разделить нехирургическим путем. Причем это переплетение настолько сильно, что оно позволяет многим утверждать, что без веры нет морали, что только вера может определить, "что такое хорошо, а что такое плохо". Что лишение веры означает исчезновение морали, что как только исчезнет вера, люди кинуться убивать, насиловать, воровать и т.д. только потому, что некому и нечему будет им сказать, что все это делать нехорошо. Бред, в принципе. Но он настолько хорошо въелся в наши души и сердца, что частенько знание проигрывает вере именно потому, что на стороне веры начинает играть мораль. Да, мораль очень тяжело обосновать с помощью знания, намного проще с помощью веры.
Мы верим друзьям, мы верим правительству, мы верим разным политикам, мы верим врачам, мы верим учителям, мы верим… Слишком много веры, слишком мало знания. Слишком много темных пятен вокруг, которые мы освещаем не знанием, но верой. Часто знание болезненно, оно отравляет душу, заставляет действовать, думать, чувствовать и переживать. Поэтому вера работает как защитная реакция. Она отсекает знание, она заставляет его молчать. Она не дает действовать и думать. Вообще вера и мыслительный процесс плохо совместимы. Потому что, думая, человек раздвигает границы познанного, освещая светом знания те места, где раньше царила вера. Интересно, не здесь ли кроются корни конфликта консерватизма и либерализма?
Именно поэтому свободная пресса и заклинание, что "люди имеют право знать" должны быть краеугольным камнем общества, которое будет построено на знании, а не на вере. Сейчас даже лучшие из демократий построены на вере. Политики что-то обещают, общество им верить или не верит. Они что-то делают, потом сообщают о своих успехах, о неудачах они обычно молчат. Соответственно мы или верим, или нет. И в большинстве случаев мы принимаем решения, основываясь именно на вере, а не на знаниях. Почему? Потому что так удобнее, так проще, так быстрее. Потому что нет эффективных механизмов проверки информации, потому что объем информации таков, что обработать и проанализировать его не может ни один человек. Поэтому сейчас мы полагаемся на веру, а не на знания. А должно быть наоборот.
И надежда в том, что, несмотря на то, что плоды с дерева веры слаще и падают прямо в руки, в человеческой природе ценить больше то, что досталось в результате упорного труда, даже если плод трудов этих не так сладок и приятен.