Гераклит об огне

Nov 15, 2013 08:08

"В Ионии в городе Эфесе, самом крупном ионийском центре, жил царь Гераклит. Он не правил, то ли лишенный власти восставшей демократической чернью, то ли уступивший право на царство своему брату. Мысль Гераклита несет отпечаток царственной природы. Он царь-философ. Надменный и могущественный. Он мыслит, как правит.
Гераклит прозван был «Темным». За то, видимо, что устанавливал дистанцию между мыслью и людьми. И какую дистанцию… Он написал текст с уже привычным для нас названием «О природе», а может быть и текст
«Музы», а может быть «Путеводитель точный к мете жизненной» или же «Мерило нравов, [или] Благочинный уклад поведения, один и тот же для всех» (Диоген Лаэртский).
Слова Гераклита и в древности были непонятны, требовали колоссального напряжения. Поэтому они казались загадочными. Гераклит царственно схватил стихию озарения. И быть может, в его философских прорицаниях эта стихия выступает чище и ярче иных учений.
В Гераклите есть что-то столь фундаментальное, столь захватывающее, что тысячелетия его образ преследует думающего человека. Гераклит и есть мысль, ее телесное воплощение, ее дрожь.
Гераклит учит об огне. Умозрительный и телесный, земной и небесный огонь Гераклита - это первоначало, это стихия стихий. Когда он сгущается, из него получается воздух, вода и земля. Но потом они возвращаются к истоку, и отец-огонь вбирает в свое милосердное пламя
мир.
История Вселенной - промежуток между пожарами. Все исходит из огня, и к огню возвращается.
Ткань бытия огненна, огнем исполнены души и силы, боги и тела. Начало мира Гераклит видит во вражде. Огонь, раздваиваясь, порождает «космос». Конец мира происходит через «экпюрос» («εκπύρωση» - гр. «сожжение»). «Должно знать, что война (πόλεμος) общепринята, что вражда - обычный порядок вещей (δική), и что все возникает через вражду и заимообразно». Война - основа космогенеза".

А.Г. Дугин, "В поисках Тёмного Логоса"

Гераклит : http://ru.wikipedia.org/wiki/Гераклит

Философия

Previous post Next post
Up