Петергофская (Ораниенбаумская) дорога

Mar 25, 2024 07:30

Стрельна - Петергоф - Ораниенбаум: в чём смысл и почему так расположены?
15 ноября 2021



В глазах туристов (да зачастую и гидов) главной достопримечательностью на южном побережье Финского залива является Петергоф. И ведет туда Петергофское шоссе, являющееся частью старинной Петергофской дороги. Ну а Стрельна и Ораниенбаум служат вроде как «пригородами Петергофа», куда можно, конечно, тоже заехать. Если время позволяет.

Изначально же, то есть триста лет назад, смысл этих трех мест, да и самой дороги, был совсем иным.


Начнем с дороги

Всякий экскурсовод, увлекая на автобусе в царство фонтанов своих подопечных, непременно расскажет, что приморская Петергофская дорога - это цепь парадных усадеб на пути из Петербурга в царскую резиденцию, которая начала создаваться при Петре I и достигла расцвета при Екатерине II. Так ли это?

Начнем с того, что эта приморская дорога очень-очень древняя. Пользовались ею, по всей видимости, еще новгородцы. При них уже появляются поселения: будущие Автово, Лигово, Стрельна. Дорога же, тогда не имевшая названия, связывала эти и другие очаги жизни вдоль побережья Финского залива.

Затем в 1617 году по Столбовскому мирному договору эти земли почти на 100 лет отошли Швеции и снова вернулись в Россию в ходе Северной войны. А Петр I с основанием Петербурга «прорубил окно в Европу». Кстати, не очень понятно почему окно, ведь порядочные люди ходят через дверь. Ну да ладно…

На деле же «окном» оказался не Санкт-Петербург, а Кронштадт - торговый и военный порт новой столицы. Финский залив от о. Котлин до Невы был мелкий, фарватер сложный и капризный (глубина около 2,5 м), и крупнотоннажные корабли доходили только до кронштадтских гаваней. Затем товары перегружались на маломерные суда и доставлялись в город.

Пассажиры же, в основном, перебирались до пристани в районе современного Ораниенбаума. А далее по сухопутной приморской дороге (той самой Петергофской), въезжали в город.

Скорее всего от шведов сия дорога досталась в приличном состоянии. Но Петру I этого было недостаточно. Ведь путешествие из Кронштадта в Петербург было первым, что видели прибывавшие в Россию иностранцы. Самодержцу всероссийскому требовалось поразить воображение прибывавших иноземцев, создать «вау-эффект», как бы мы сказали сейчас. Посему по сути портовую дорогу (которая есть во многих городах, где порт отдален от города) Петр I задумывает превратить в чудо.

И желательно бы это чудо сотворить не за счет казны, которая изрядно опустела в Северной войне. Тут царю и приходит в голову гениальная мысль - раздать участки вдоль дороги своим ближайшим соратникам в награду, но повелеть обустроить каждому на ней свою усадьбу, а заодно и поддерживать в порядке свой участок дороги.

Дорога от Ораниенбаума до Петербурга длиной в 40 верст была разделена на участки всего по 100 саженей (213 метров). Получилось почти 200 как тогда говорили «мест», дач.

Слово «дача» от слова «дать» входит в язык как раз здесь, на Петергофской дороге. Причем среди владельцев участков оказываются не только князья и графы, но и люди из народа, проявившие те качества, которые ценил Петр I: преданность и толковость. Неудивительно, что среди владельцев участков мы встречаем такие должности и профессии, названия которых нам уже ни о чем сегодня не говорят: подьячий, стольник, толмач и т.д. К примеру, участок №1 у реки Красненькой достается некоему Семену Иванову, местному лоцману, который и показал Петру I фарватер от Котлина до устья Невы.

Продолжение : https://dzen.ru/a/YZKc17p8gBzorxp9

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Краеведение

Previous post Next post
Up