ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА ПРОХАНОВА
Путеводитель по собранию сочинений моего учителя.
***
В прошлом году, поздравляя Александра Андреевича с юбилеем, я сделал путеводитель по его романам, потому что официальные справочники и статья в Вики грешат огромным количеством ошибок.
За год Проханов выпустил ещё несколько книг, поэтому я даю эту статью ещё раз с дополнениями и пояснениями.
***
Проханов был главным человеком в моём становлении.
Не одним из - а главным.
Далеко перейдя порог сорока, я спокойно именую себя его учеником, и смотрю на него всё с тем же восхищением, с которым смотрел три десятилетия назад.
Я знаю все его книги и читаю каждое прохановское воззвание - именовать "статьями" огненные речи Проханова язык не поворачивается.
Проханов - сутевой человек нашей эпохи.
Вижу его как Ноя, который прошёл сквозь все эти то штормы, то штили. Не перевернулся, проходя водопады. Разгрёб ледяную шугу. Выплыл сам и вывез весь русский род на чистый простор. И голубь несёт нам крымскую ветвь, донбасский цветок, киевский каштан в клюве.
Проханов - один из сутевых людей русской истории и русской словесности вообще.
Среди главных его предшественников мы найдём автора "Слова о полку Игореве" и автора "Повести о погибели Русский земли" - пронзительных плачей о порухе, посещающей наше Отечество из века в век.
Идя далее, видим Гаврилу Романовича Державина и Александра Семёновича Шишкова. Александр Андреевич даже внешне похож на царедворца, а в молодости - боевого поручика Державина и на адмирала и неистового патриота Шишкова.
Все трое прославляли русское воинство и бережно наставляли русских царей, императриц, вельмож, всякий раз норовивших оступиться в нелепое западничество или грех пренебрежения русским народом.
Всех троих государство призывало в смутные и трудные дни, но едва стихали громы битв и становилось, как думалось вельможам, полегче - неистовых патриотов со всколоченными бровями старательно пытались задвинуть подальше, чтоб не слишком шумели и сверкали очами.
Увы, перерывы меж войнами в России всегда малы. И вот уже новая беда у ворот, и очередной премьер-министр просит секретарей: "…и призовите этого, ну вы поняли. Чтоб высказался. Он умеет".
А те отвечают: "Никак не можем призвать-с, ваше сиятельство!" - "Что такое?" - "Он на фронте-с. Вне связи-с!" - "Ну так разыщите на фронте, чёрт вас раздери!"
В следующие времена прохановская страсть отражалась в суровом пути Александра Серафимовича, авторе великого "Железного потока", первом писателе, принявшем большевистскую революцию, и ушедшим в её великие дела вместе со своими сыновьями. И, конечно же, в Шолохове: здесь мы вспоминаем не только эпика Шолохова, но и его как наставника теперь уже советских вельмож, из десятилетия в десятилетия пытавшегося сказать генсекам и разнообразным придворным: катастрофа при дверях, откройте же, наконец, вельможные очи свои и вглядитесь в неё!
Мне уже выпадала честь поздравлять Александра Андреевича с прежними юбилеями - что само по себе, признаюсь, странно: толку ли поздравлять с очередными датами Ноя - у него совсем иные временные замеры и рамки, не чета нашим.
Но сегодня я хотел бы совместить мою нехитрую здравицу с попутной и, уверен, важной заботой: немного подразобрать бумаги на прохановском столе.
Да не осердится на меня водитель ковчега.
***
В год 85-летнего юбилея у Александра Андреевича Проханова вышел пятидесятый роман. Я собираю и читаю их все, причём в разных редакциях. У меня отдельный шкаф с прохановскими книгами, и я несколько удручён тем, какой непорядок творится в литературоведении при обзорах, слава богу, постоянно пополняющегося наследия Александра Андреевича.
Впрочем, иной раз это объяснимо. Многие его книги имеют по два, а то и по три названия и соответствующее количество вариантов. Романы входят в разные пересекающиеся друг с другом циклы. Хитроумные издатели называют "романами" сборники прохановских передовиц.
Даже опытные читатели и критики путаются в этих лабиринтах.
Но в силу того, что нами эти дорожки изучены, мы сегодня предложим вам путеводитель по Русскому миру Александра Проханова. Конкретный разговор о литературном наследии оставим за пределами данного текста, но лишь пройдёмся по расстановке и боевым порядкам.
Итак.
Романы Александра Андреевича Проханова.
"Кочующая роза" (1974) - первый роман. Безусловная метафора всего прохановского пути заключена уже в самом его названии: ему предстояла невероятная кочевая жизнь по странам, войнам, стройкам, континентам.
"Время полдень" (1975) - второй роман. Как и два последующих - сильнейшая производственно-лирическая сага; отличная, между прочим, проза.
"Место действия" (1978) - третий роман. Экранизирован в 1983 году. В ролях Иван Краско и Александр Демьяненко.
"Вечный город" (1981) - четвёртый роман. Сюжет книги перекликается с поздним романом "Надпись", тем не менее это два совершенно разных произведения.
"Дерево в центре Кабула" (1982) - пятый роман. Один из самых знаменитых и переиздаваемых у Проханова. Является первым из написанных Прохановым романов, посвящённых войне в Афганистане.
"Дерево в центре Кабула" входит в несколько прохановских циклов.
Первый цикл именовался "Горящие сады": это тетралогия военно-политических романов о революционных событиях на разных континентах, свидетелем которых становился военкор (журналист? политолог? разведчик?) Проханов. Помимо "Дерева в центре Кабула", в тетралогию входили романы "В островах охотник…", "Африканист", "И вот приходит ветер".
В переработанной версии роман "Дерево в центре Кабула" получил название "Сон о Кабуле" и вошёл в т.н. Семикнижие о генерале Белосельцеве (изначально главный герой романа носил другое имя). Семикнижие составили, помимо "Сна о Кабуле", три исправленных и дополненных романа из цикла "Горящие сады", а также три новых романа: "Последний солдат империи", "Красно-коричневый", "Господин Гексоген". Позже Семикнижие было завершено повестью "Певец боевых колесниц", тоже посвящённой генералу Белосельцеву.
Наконец, "Дерево в центре Кабула" является составляющим "афганского цикла" Проханова, в который, помимо этого, входят романы: "Записки баталиста", "Дворец", "Пепел", "Стеклодув", а также повести и рассказы из сборника "Третий тост".
В одном из переизданий роман "Дерево в центре Кабула" ("Сон о Кабуле") назывался "Восточный бастион".
В последних на сегодняшний день изданиях роману возвращено первоначальное название.
"Бой на Рио-Коко" (1984) - шестой роман, существенно переработанный спустя полтора десятилетия после первого издания. Изначально вышел под названием "И вот приходит ветер". Посвящён событиям в Никарагуа. Выходил также под названием "Контрас на глиняных ногах". В итоговом собрании сочинений из трёх существующих наименований роман зафиксирован под именем "Бой на Рио-Коко".
"В островах охотник" (1985) - седьмой роман, также существенно переработанный в начале нулевых. Посвящён событиям в Кампучии. Выходил под названием "Матрица войны". В новых переизданиях роману возвращено изначальное имя.
"Африканист" (1986) - восьмой, "африканский" роман (место действия: Ангола, Мозамбик, ЮАР). Был переработан в начале нулевых. Выходил под названием "Выбор оружия". Ныне переиздаётся под изначальным наименованием.
"600 лет после битвы" (1987) - девятый роман. Посвящён советской техносфере.
"Рисунки баталиста" (1989) - десятый роман. Второй роман "афганского цикла". Более тридцати лет не переиздавался. Проханов назвал этот (далеко небезынтересный) роман - "подмалёвком". Вставные новеллы из этого романа вошли в сборник рассказов "Третий тост".
"Ангел пролетел" (1990) - одиннадцатый роман. Совместно с романом "600 лет после битвы" составляет дилогию "Око".
Дилогия "Око" одна из вершинных в творчестве Проханова. Из дня сегодняшнего болезненно видно, как, создавая эти книги в наступившее время смуты, Проханов пытался доказать стране жизнеспособность советского проекта и пояснял, какие мощнейшие ресурсы заложены в нём.
Увы, обуянная жаждой "демократического реформаторства" страна не вняла увещеваниям русского писателя.
"Последний солдат империи" (1993) - двенадцатый роман. Был существенно переработан в начале "нулевых". Если говорить о стилистике, то во втором, переработанном, варианте этот роман стал первой книгой Проханова, написанной в новом, фантасмагорическом стиле.
Посвящён событиям 1991 года. Выходил под названием "Гибель красных богов". В новейших переизданиях публикуется под изначальным наименованием.
"Дворец" (1995) - тринадцатый роман. Третий роман "афганского цикла". Посвящён штурму дворца Амина. Если говорить о хронологии событий, книга "Дворец" открывает "афганский" эпос Проханова.
Перед нами один из самых блистательно выполненных и стремительных в сюжетном строении романов Проханова.
"Чеченский блюз" (1996) - четырнадцатый роман. Посвящён событиям "первой чеченской".
"Красно-коричневый" (1997) - пятнадцатый роман. Посвящён событиям 1993 года. Издавался, как и "Дерево в центре Кабула", под тремя разными названиями: данная книга именовалась так же "Парламент в огне" и "Среди пуль".
В новейших переизданиях роман носит изначальное имя.
"Идущие в ночи" (2000) - шестнадцатый роман. Посвящён событиям "второй чеченской". Вместе с романом "Чеченский блюз" составляет "чеченскую дилогию".
"Господин Гексоген" (2001) - семнадцатый роман. Посвящён приходу ко власти нового президента и терактам, сотрясавшим тогда страну. Буквально взорвал литературную ситуацию, сделав Проханова настоящей литературной звездой нулевых. Первая прохановская книга с конца 80-х, тираж которой взял стотысячную планку. Наряду с "Деревом в центре Кабула" - второй, самый знаменитый его роман, "хит".
Завершающий роман Семикнижия о генерале Белосельцеве.
"Крейсерова соната" (2002) - восемнадцатый роман. Отправной импульс сюжета - катастрофа подлодки "Курск".
"Надпись" (2004) - девятнадцатый и на тот момент подводящий определённые итоги роман Проханова.
На мой взгляд, безусловная вершина его творчества, великая книга.
"Теплоход "Иосиф Бродский" (2005) - двадцатый роман. Очередная в творчестве Проханова антилиберальная сатира. В числе персонажей - Ксения Собчак.
"Политолог" (2006) - двадцать первый роман. Прототипами главного героя считали Глеба Павловского и Станислава Белковского, чем последний, к слову сказать, был крайне горд.
"Пятая империя" (2007) - двадцать второй роман. Художественное воплощение концепции Проханова о "пяти империях" в российской национальной истории.
"Холм" (2008) - двадцать третий роман. Отправная точка сюжета связана с созданием рукотворного холма под Псковом: масштабная культурологическая акция, организованная Прохановым в своё время. Роман посвящён политическим и уличным баталиям нулевых.
"Виртуоз" (2009) - двадцать четвёртый роман. В центре повествования - кремлёвские политологические игры. Главным прототипом романа критика увидела тогда Владислава Суркова.
"Скорость тьмы" (2009) - двадцать пятый роман. Посвящён созданию истребителя пятого поколения. Выходил также под названием "Истребитель".
"Стеклодув" (2010) - двадцать шестой роман. Четвёртый роман "афганского цикла". Главный герой - разведчик Пётр Суздальцев.
"Пепел" (2010) - двадцать седьмой роман. Пятый роман "афганского цикла". Романы "Стеклодув" и "Пепел" составляют дилогию, объединённые одним главным героем. Но если в первом романе события происходят непосредственно в Афганистане, то второй роман является приквелом и посвящён детству Суздальцева, где будущая война врывается в бытие как предчувствие.
"Алюминиевое лицо" (2011) - двадцать восьмой роман. Мрачная сатира об автопробеге по России с участием московского журналиста.
"Русский" (2011) - двадцать девятый роман. Увлекательная фантасмагория о жутких приключениях "среднестатистического" русского человека, угодившего в адский водоворот; роман так и просится быть экранизированным.
"Человек звезды" (2012) - тридцатый роман. Посвящён деятельности президента Международной академии искусств Виктора Арнольдовича Маерса в губернском приуральском городе П. - перед нами пародия на галериста Марата Гельмана. Какая звезда имеется в виду, тоже очевидно.
"Время золотое" (2013) - тридцать первый роман. Посвящён истории "болотных протестов" и появлению давно чаемого лидера русского национального антибуржуазного протеста.
"Крым" (2014) - тридцать второй роман. Несмотря на название, собственно о "крымской весне" там нет почти ничего. Главный герой романа - молодой вице-премьер, курирующий в правительстве ВПК. Роман, дающий надежду на возможность созидательного преобразования России. Отчасти продолжает тему "производственных романов" Проханова - начиная от "Времени полдень" и "Места действия", через "600 лет после битвы" и "Ангел пролетел" к "Скорости тьмы".
"Убийство городов" (2015) - тридцать третий роман. Посвящён донбасской войне.
"Губернатор" (2016) - тридцать четвёртый роман. Ещё одна, после "Крыма", книга, посвящённая современному политическому деятелю, способному преодолеть хаос политической жизни и выйти победителем в противостоянии.
"Востоковед" (2016) - тридцать пятый роман. Посвящён событиям на Ближнем Востоке (Ливия, Иран) и работе нашей разведки. В данном смысле является продолжением цикла о генерале Белосельцеве и дилогии о разведчике Суздальцеве.
"Убить колибри" (2017) - тридцать шестой роман. Посвящён спецоперации по ликвидации действующего президента, от которого хочет избавиться элита, желающая восстановления монархии. Главное действующее лицо романа… икона Богородицы.
Романы "Русский камень" (2017), "Покайтесь, ехидны!" (2017) и "Подлётное время" (2018) составляют фантасмагорическую антилиберальную трилогию "Удар милосердия".
За данной трилогией следовали экспериментальные романы "Паола Боа" (2018) и "Цифра" (2018), вновь продемонстрировавшие необычайное прохановское остроумие и отличную способность к сломам канона и формы в любом, прямо говоря, писательском возрасте.
"Гость" (2018) - сорок второй роман. Большая пародия на очередной т.н. гайдаровский экономический форум.
"Таблица Агеева" (2020) - сорок третий роман. Прошедший Афганистан и события 1993 года, Пётр Агеев исповедует русскую мечту.
"Леонид" (2021) - сорок четвёртый роман. Главные герои - президент России Леонид Леонидович Троевидов и вице-президент, подполковник Александр Трофимович Верхотурцев. Роман вошёл в новый цикл под названием "Око президента": в этом цикле собран ряд политических романов Проханова, посвящённых кремлёвским перипетиям последних десятилетий: "Господин Гексоген", "Теплоход "Иосиф Бродский", "Виртуоз", "Время золотое".
"Сыны Виссариона" (2021) - сорок пятый роман: очередная фантасмагория о попытке выхода из медийного морока, объявшего нашу страну.
Романы "ЦДЛ" (2021), "День" (2021) и "Он" (2022), составляют "ностальгическую трилогию".
"ЦДЛ" - роман о литературной юности и зрелости протагониста. Отчасти сюжет романа перекликается с происходящим в книге "Последний солдат империи".
"День" - роман о событиях 1993 года: газета, которую издавал в те годы Проханов именовалась, как мы знаем, "День". Эта книга является новым обращением к теме, ставшей основной в романе "Красно-коричневый".
"Он" - очередная вершина прохановской прозы, чудесный роман о детстве главного героя, в котором угадывается нехитро спрятанный под другим именем автор, живущий в Москве военной и послевоенной.
"Тайник заветов" (2022) - сорок девятый роман.
"Меченосец" (2022) - пятидесятый роман. Главный герой - капитан КГБ Сергей Максимович Листовидов, обладатель дарованного ему природой "лобного ока".
"Лунатик" (2023) - пятьдесят первый роман. Герой посвятил свою жизнь тому, чтобы написать Книгу Жизни.
***
Для полноты картины и пущего порядка, напомним.
Существует также ряд сборников политической публицистики и страстных прозрений Проханова.
Это: "Слово, пронесённое сквозь ад" (1999), "Хроника пикирующего времени" (2005), "За оградой Рублёвки" (2007), "Четыре цвет"
https://vk.com/feed?w=wall680265863_209544