Бит-поколение и гонзо-журналистика в кинематографе: художественный фильмы

Oct 23, 2018 11:26

«Битники» - представители и последователи поколения американской артистической богемы конца 50-х - начала 60-х годов. Деятели «разбитого поколения» привнесли в литературу (и в культуру в широком смысле этого слова) множество новых идей и открыли новые горизонты, которые до сих пор не освоены до конца. Нонконформизм и измененное состояние сознания стали фундаментом, на котором было построено здание битнической культуры. Битники подвергли переоценке многие культурные ценности и сделали психоделические озарения артистической нормой.

Бит-поколение начало формироваться в начале 1940-х годов в студенческих кругах Колумбийского университета, где Люсьен Карр познакомил Керуака, Гинзберга и Берроуза, которые впоследствии стали главными представителями «разбитых». Среди основных авторов течения - писатели Уильям Берроуз, Джек Керуак, поэты Аллен Гинзберг, Грегори Корсо, Лоуренс Ферлингетти, Боб Кауфман и другие. Самые известные образцы литературы бит-поколения - поэма «Вопль» Гинзберга, романы «В дороге» Керуака и «Голый завтрак» Берроуза.

После «эпохи» битников многие представители поколения 60-70-х принялись экспериментировать с наркотиками и писать стихи, музыку и прозу. Вещества, расширяющие сознание, стали модными, что, в свою очередь, позволило совершиться мультимедийной революции второй половины ХХ столетия с гораздо большим успехом. Спонтанный исповедальный язык битнической литературы вдохновил таких авторов, как Хантер Томпсон (основатель гонзо-журналистики), Кен Кизи, Уильям Гибсон и Боб Дилан.

Кино

Разбитому поколению посвящено множество кинофильмов, появление первых из них по времени совпадает с расцветом движения в Сан-Франциско. Одной из первых картин, популяризировавших тему битников, стала «Забавная мордашка» (1957) режиссера Стенли Донена с Одри Хепберн в главной роли. Фильм повествует о редакторе женского журнала и фотографе, которые находятся в поиске нового эталона женской красоты для съемок на обложку издания.

«Погадай на ромашке» - короткометражный фильм 1959 года фотографа Роберта Франка и режиссера Альфреда Лесли, поставленный по одноактной пьесе Джека Керуака. Основанная на реальных событиях, картина рассказывает историю обычного служащего железной дороги (прототип этого персонажа - Нил Кэссиди), жена которого приглашает на ужин влиятельного епископа, однако богемные приятели семейной пары портят событие в весьма комической манере. В образе самих себя на экране появились три поэта-битника - Аллен Гинзберг, Грегори Корсо и Питер Орловски, представленные как «еврейский поэт», «итальянский поэт» и «русский поэт» соответственно, а сам фильм был призван показать нравы и философию зарождающегося литературного сообщества. В этом же году вышла картина «Тени» Джона Кассаветиса. Данная работа, посвященная становлению бит-поколения в Нью-Йорке, по мнению современных кинокритиков, расценивается не иначе как «первый по-настоящему "разбитый" фильм».

Фильмы, тем или иным образом связанные с историей бит-поколения, продолжают выходить и по сей день. Начиная с середины 1950-х годов, всего о «поколении разбитых» было снято более трех десятков картин, художественных и документальных.

Важнейшие образцы литературы бит-поколения и их экранизации:

«Голый завтрак» Уильяма Берроуза

«Голый завтрак» («Обед нагишом») - роман Уильяма Берроуза. В ряде европейских стран и на территории США книга находилась под запретом. ВВС обозначило роман «кошмаром, наполненным секретными агентами, безумными докторами, гангстерами, зомби, фаллическими монстрами, вампирами и инопланетянами, замешанными в садомазохистские оргии, трансформации, дьявольские планы и межпланетные войны». Свободному распространению «Голого завтрака» в США предшествовало два громких судебных процесса, в ходе которых в его защиту выступили известные писатели и поэты, в том числе Норман Мейлер и Аллен Гинзберг. Итогом слушаний стало снятие с романа всех обвинений в «непристойности». Сейчас книга считается культовым литературным произведением XX века и называется критиками одним из важнейших романов, открывающих философию бит-поколения.

В 1991 году роман Берроуза был экранизирован Дэвидом Кроненбергом. Фильм (как и первоисточник) похож на сделанную под влиянием тяжелых наркотиков смесь, собственно, романа, галлюцинаций и биографии писателя. Билл Ли - писатель, случайно убивает свою жену и подсаживается на инсектицид. Пишущие машинки превращаются в тараканов, а насекомые ведут войну в Интерзоне...

«В дороге» Джека Керуака

«В дороге» («На дороге») - роман Джека Керуака. Несмотря на негативную реакцию со стороны литературной критики, роман стал бестселлером и принес автору литературное признание, впоследствии утвердившись в качестве классики американской литературы. Увлекательную road-story, созданную по следам поездок писателя по Америке почти 60 лет назад, библию поколения «битников», Керуак напечатал всего за три недели на сплошном бумажном рулоне, вложив в роман весь осмысленный опыт своего поколения, искавшего смысл жизни в послевоенной Америке.

Права на экранизацию романа получил Фрэнсис Форд Коппола, процесс киносъемок был запущен в начале августа 2010 года. Премьера фильма с Сэмом Райли, Гарретом Хедлундом, Кристен Стюарт в главных ролях прошла в 2012 году на Каннском кинофестивале. Действие происходит в конце 1940-х годов. Сюжет основан на истории путешествия Керуака (его альтер-эго - Сэл Парадайз) по Соединенным Штатам Америки вместе с другом Нилом Кэссиди (Дин Мориарти) и несколькими уже имеющими самостоятельную популярность писателями, такими как Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг (описанными в сюжете под псевдонимами Старый буйвол Ли и Карло Маркс соответственно).

«Вопль» Аллена Гинзберга

«Вопль» - поэма Аллена Гинзберга, одно из самых известных произведений бит-поколения. Публикация поэмы считается поворотным пунктом в истории современной литературы, днем рождения новой американской поэзии со свободной экспрессией, сексуальным либерализмом и иными ценностями, которые десятилетие спустя станут краеугольным камнем контркультуры США. Современные критики называют «Вопль» одной из самых влиятельных работ бит-поколения.

Фильм, основными темами которого стали чтения в Галерее Шесть и судебный процесс над «Воплем», был выпущен в США в 2010 году. В форме нелинейного повествования картина рассказывает о жизни Гинзебрга в 1950-1960 годах, включая исполнение «Вопля» в Шестой Галерее, суд по обвинению в непристойности, сцены из жизни Гинзберга, описывающие его отношения с Джеком Керуаком, Нилом Кэссиди и Питером Орловски. В фильме полностью зачитывается поэма «Вопль», снабженная сюрреалистическими анимационными образами, созданными Эриком Друкером (бывший уличный художник, сотрудничавший с самим Гинзбергом). В роли поэта, отрицающего всякие табу, снялся Джеймс Франко - и прекрасно подошел на роль. Фильм вошел в конкурсную программу 60-го Берлинского кинофестиваля и «открывал» кинофестиваль «Сандэнс».

Другие фильмы

«Биг-Сур» (Джек Керуак) (2012) Майкл Полиш

Экранизация одноименного романа одного из важнейших представителей литературы битников - Джека Керуака. Неожиданная слава и саморазрушающий образ жизни захватили сознание и тело писателя в следствии беспрецедентного успеха его новаторского романа («На дороге»). Когда-то красивый литературный диссидент и герой поколения битников, теперь Керуак, разрушенный алкоголем и наркотиками, видит только остаток самого себя. Выглядящий старше своих лет и измученный неуверенностью в себе, подвергая сомнению свой талант и веру, он переезжает из Нью-Йорка в Калифорнию в поисках спасения и селится в прибрежном коттедже в малонаселенном районе под названием Биг-Сур. Что происходит с ним в эти три роковые недели августа 1960 года?...

«Убей своих любимых» (2013) Джон Крокидас

В сюжет фильма положено время в университете нескольких ранних членов бит-поколения, их взаимоотношения и произошедшее убийство. Дэниэл Рэдклифф исполнил роль знаменитого писателя-битника Аллена Гинзберга на начальном этапе его становления. В середине сороковых, когда юный Гинзберг учился в Колумбийском университете, он встретился с Люсьеном Карром, невероятно умным и красивым сокурсником. Карр открывает для Гинзберга удивительно притягательный богемный мир и знакомит с Уильямом Берроузом и Джеком Керуаком. Отрицая общепринятые правила в жизни и литературе, четверка рушит традиции, чтобы создать нечто новое. За всем этим наблюдает со стороны Дэвид Каммерер, тридцатилетний мужчина, отчаянно влюбленный в Карра...

Гонзо-журналистика

«Гонзо» - (сумасшедший, чудной, абсурдный, дурацкий). В гонзо-журналистике нет никаких установленных правил, не обязательна структура, часто отсутствуют схемы, налицо несоответствие формы содержанию. Гонзо-журналистика - это работа с большой долей соучастия, в которой нет понятия «не для протокола». Трезвый точный репортаж и безудержная фантазия переплетаются в ней так, что отличить правду от лжи категорически невозможно. Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики, зародившейся в 60-х благодаря Тому Вульфу. Основоположником гонзо является Хантер Томпсон, который не признавал в журналистике объективность.

«Ромовый дневник» (Хантер Томпсон) (2010) Брюс Робинсон

Экранизация одноименного романа гонзо-журналиста Хантера С. Томпсона. Действие фильма происходит в Пуэрто-Рико в туристическом городке Сан-Хуан в 1960-м году. Пол Кэмп (Джонни Депп) просыпается в номере гостиницы с тяжелейшим похмельем. Пол - писатель, но в Нью-Йорке ему не удалось завершить и продать ни одной книги, поэтому он приехал в Пуэрто-Рико, где ром льется рекой, где дешево все - машины, яхты, девушки, здесь саму жизнь продают за копейки…

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Хантер Томпсон) (1998) Терри Гиллиам

Культовый психоделический фильм Терри Гиллиама, основанный на книге Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». Совершенно чумовая, динамичная, сумасшедшая история о двух приятелях - журналисте Рауле Дюке и и его адвокате - докторе Гонзо, пустившихся в психоделическую погоню за «Американской Мечтой», которой, на самом деле, уже давно не существует. Их главная цель - статья для журнала о местной гонке «Минт 400», но путешествие быстро превращается в психоделический трип, оба проходят через наркотический бред и ужасающие галлюцинации. Обзор «Минт 400» ввиду непогоды и отсутствии интереса у рецензента оборачивается полным провалом. Вместо этого Дюк и Гонзо отправляются в казино «Bazooko Circus»...

Сумасшедшая игра Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо, очень красочная операторская работа и безумный сценарий - мастерски экранизировать это произведение, передать как художественную и юмористическую, так и философскую стороны смог бы далеко не каждый режиссер.

Фильмы

1. «Обед нагишом / Голый завтрак» (Уильям Берроуз) (1991) Дэвид Кроненберг
2. «Вопль» (Аллен Гинзберг) (2010) Роб Эпштейн, Джеффри Фридман
3. «Биг-Сур» (Джек Керуак) (2012) Майкл Полиш
4. «На дороге» (Джек Керуак) (2012) Вальтер Саллес
5. «Убей своих любимых» (2013) Джон Крокидас
6. «Погадай на ромашке» (Джек Керуак) (1959) Роберт Франк
7. «Тени» (1959) Джон Кассаветис
8. «Забавная мордашка» (1957) Стэнли Донен
9. «Ромовый дневник» (Хантер Томпсон) (2010) Брюс Робинсон
10. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Хантер Томпсон) (1998) Терри Гиллиам

Америка, Культура

Previous post Next post
Up