«вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Полю было два года, когда трагически погибли его родители. С тех пор воспитанием мальчика занимаются престарелые тётки, две пожилые аристократки. Живут они все вместе в "очень парижской" квартире, церемонные Дамы сдувают с Поля пылинки и мечтают о его будущей карьере пианиста-виртуоза. Жизнь молодого человека, 30 лет от роду - существование человека в футляре, ограничивающаяся пианино в гостиной и школой танцев его тети, в которой он работает аккомпаниатором. Всё идет своим чередом до того дня, как пианист знакомится с мадам Пруст, "безумной", по мнению жильцов дома, соседкой с четвертого этажа. У этой эксцентричной женщины имеется травяной чай, который может с помощью музыки вызвать давно похороненные воспоминания…
«Мой Аттила Марсель» - первый игровой фильм Сильвена Шомэ, до сих пор рисовавшего мрачноватые, с черным юмором мультфильмы. И это его прошлое, конечно, дает о себе знать и в том, как широкой кистью прописаны характеры, и в абсурдной чрезмерности почти каждого действия, которое не то, что не оставляет пространства для размышлений, но и как будто представляет самое себя в гипертрофированном виде. Мультяшные персоонажи искусно и изящно "вживлены" в картину. Начиная со снов Поля и кончая реальностью. И уже не понимаешь, где кончилась реальность и начался сон, или наоборот, сон пророс корнями в реальность и стал ею. Опять подтвеждение известного мимесиса: "Жизнь имитирует Искусство куда больше, чем Искусство - Жизнь".
Фильм - "очень французский". Не в том смысле, как легковесные комедии, которые посмотрел и забыл точно в момент щелчка от пульта переключения телевизора на другую программу. А помните, как у Тарковского: "Хочу снять, как весной распускаются изумрудные листочки"(с), уловить неуловимое, то чувство ускользающе-переменчиво-прекрасной жизни, которая нас окружает. Это эфемерное ощущение, которое все режиссеры хотят передать с экрана, но далеко не каждому это удается.
Кажущаяся простота подачи, на самом деле сложна своей неуловимость и скоротечностью, как музыка юкалеле, звучащая в заросшем парке под огромным деревом. Картина напоминает и классические французские фильмы, и конечно же, знаменитую "Амели", и "Артист", и "Скромное обаяние буржуазии", и недавние
"THE GRAND BUDAPEST HOTEL" с "Королевство полной луны"(Moonrise Kingdom), и ... слышны посылы к бессмертому Феллини. В особенности влияние итальянского гения чуствуется в сцене прогулки тетушек с их фантасмагорическими друзьями по пляжу Трувилля..
В картине такое количество ярких красок, что остается впечатление полной феерии цвета в повестовании. Остается только поражаться безудержной фантазии режиссера и сценариста в одном лице, художников и декораторов. Фильм - фонтан блистательной игры актеров, достаточно сказать, что роль Поля - без слов, только глаза... Как артистам удаётся не скатиться в переигрывание, для меня загадка. Странные, до нелепости персонажи удивительно выпукло и узнаваемо сыграны. Чего стоит один дуэт тетушек - феноменальная синхронность во всем, от одежды, до походки и мимики.
Еще один герой фильма - музыка. Картина буквально ею пронизана. Здесь и Шопен, и французские песенки и многое другое. Герои танцуют, поют, живут в музыке. Чего стоят танцы фриков в тетушкиной студии, скачки мадам Пруст по лестнице, дуэт виолончели и пианино... Впрочем, Вы и сами это всё увидите...
Click to view